воскресенье, 24 октября 2010 г.

VMworld 2010. Копенгаген, 11-14.10.2010. ч2. 11.10. Подлетая к Копенгагену

Продолжение.
Начало (ч.1, Москва-Шереметьево) – http://akolesov-travel.blogspot.com/2010/10/vmworld-2010-11-14102010-1-1110.html

…Вот уже и подлетаем. Тут нужно немного рассказать о Дании и Копенгагене.

Территория Дании занимает Ютландский полуосторов и целый ряд островов (409, их них 90 обитаемых) в проливах между Балтийским и Серверным морями. Два самых крупных острова – Фюн и Зеландия (но Новая Зеландия названа не в честь этого острова, а одноименно провинции Голландии) как бы перегораживают водное сообщение Балтики и Атлантики.

Собственно, это географическое положение во многом определяет историю страны и ее современный облик. Проход из Балтики в Атлантику (точнее, сначала в пролив Каттетдат, а потом – Скагерраке, Помните песенку Юрия Кима – "Хорошо идти фрегату По проливу Каттегату,- Ветер никогда не заполощет паруса! А в проливе Скагерраке Волны, скалы, буераки… "? Это как раз там) возможен по трем "датским проливам".

С запада на восток это: Малый Бельт (между Ютландией и Фюн, в самом узком месте всего 800 или даже 500 м – в разных местах разные данные), Большой Бельт (между Фюн и Зеландией, самый широкий, но не очень глубокий) и Э́ресунн или Зунд (между Зеландией и Скандинавским полуостровом). Собственно, именно из-за необходимости контроля над проливами Германия оккупировала Данию и Норвегию в самом начале Второй Мировой.

Общая площадь территории Дании – 42 тыс. кВ. км (Московская область – почти 46), население – 5.5 млн. человек.

С детства я знаю, что Дания относится к группе скандинавских стран и до относительно недавнего времени меня такая категоризация удивляла: ведь у Дании нет территории в Скандинавии. Кстати, это удивляет не только меня – вот посмотрите, очень любопытный рассказал о Дании, где автор начинает именно с этого вопроса - http://www.antver.net/dk/files/av_dk.pdf).

Так вот, с отношением Дании к Скандинавии я все понял еще три с половиной года назад, когда побывал в Стокгольме (именно там). Долгое время, Дания доминировала на полуострове, фактически владела им (по крайней мере, большой частью).

В 1397 году была основана Кальмарская уния Дании, Швеции и Норвегии (в состав которой входила также Исландия) во главе которой встала Маргарита I Датская, в результате чего вся Скандинавия оказалась под владычеством датской короны. Фактически, Швеция и Норвегия были вассальными государствами.

В 1523 г. отменена уния со Швецией (причем с боями). С Норвегией уния продолжалась до 1814, а с Исландией — до 1944 г. Кроме того, некоторое время Дания владела герцогством Шлезвиг-Гольштейн.

Так что, это только сейчас Дания – небольшая страна (которая, кстати, является старшим членов в содружестве Королевство Дания, в него еще входят Фарерские острова и Гренландия), а раньше…
(кстати, Финляндия тоже имеет к Скандинавскому полуострову не чисто географическое отношение, а больше историческое. Страна получила свою государственность только в декабре 1917, а до начала 19-века принадлежала Швеции, потом России, хотя и с большой автономией.)

Вообще, надо сказать, что путешествия и знакомство с местными делами живьем позволяет совсем иначе (реальнее) переоценить то, что ты представлял себе по книгам и чужим рассказам (особенно с национальным привкусом).

Например, в моем (да и многих россиян, я уверен) представлении наш главный европейский враг (по истории) – это Швеция. Собственно, мы ведь только с ней серьезно воевали, причем это был действительно переломный этап в нашей истории (даже с Наполеоном все было намного проще). Ну, а главный швед – это, конечно, Карл XII.

А для Швеции наша страна – это какая-то далекая заморская территория (ну типа, как для Руси до Ивана Грозного Сибирь), куда зачем-то отправил воевать их король (при этом стоит напомнить, что в стране уже тогда была не абсолютная, а конституционная монархия) и только постоянно требовал деньги на войну. И ему их понемногу давали, кажется, во многом потому, что это было дешевле, чем терпеть его тут, дома.

Это отношение шведов к Карлу XII отлично видно по его памятнику в центре города: такой долговязый задиристый тинейджер (обратите внимание: перешая, а не конная статуя – редкость для короля). Тут стоит напомнить, что Северную войну Карл начал в 1700 году в возрасте 18-ти лет. И был действительно отличным полководцем: сначала (в июле) принудил к сдаче Копенгаген), а потом быстро (с войсками!) переправился в Прибалтику и в ноябре врезал по полной нашим под Нарвой (напомню, что Петр I называл шведов нашими "учителями", без которым мы бы так и остались в средних веках жить).
Сам Карл XII как отправился воевать за моря в 1700м году, так в Стокгольм и не вернулся (в 1717 году вернулся в Швецию, но уже фактически давно потеряв тут власть, а в столицу его не пустили).

Вот очень любопытная характеристика Карлу, данная А.И. Остерманом в его докладной записке Петру I (с Аландских переговоров о мире в 1717 году):
«Король шведский, — человек, по-видимому, в несовершенном разуме; ему — лишь бы с кем-нибудь драться. Швеция вся разорена, и народ хочет мира. Королю придется с войском куда-нибудь выступить, чтоб за чужой счет его кормить; он собирается в Норвегию. Ничто так не принудит Швецию к миру, как разорение, которое причинило бы русское войско около Стокгольма. Король шведский, судя по его отваге, должен быть скоро убит; детей у него нет, престол сделается спорным между партиями двух германских принцев: гессен-кассельского и голштинского; чья бы сторона ни одержала верх, она будет искать мира с вашим величеством, потому что ни та, ни другая не захочет ради Лифляндии или Эстляндии потерять своих немецких владений».

Так оно все и случилось:

В ноябре 1718 года Карл во время своего последнего похода в Норвегию (которая была тогда под властью Дании) при осаде крепости Фредрикстен находился в передовой траншее и был убит шальной пулей (пуговицей!). Правда, по другой версии — он стал жертвой заговора шведских правящих кругов, недовольных разорением страны бесконечными войнами, и был убит в результате покушения (обстоятельства гибели короля до сих пор являются причиной ожесточённых споров).
Так или иначе, но Карл XII стал последним монархом Европы, павшим на поле боя.

К чему я по Карла вспомнил? В связи с Данией.
Так вот: для Швеции главный исторический враг – это Дания. Страна в 15-16 веках была фактически датской колонией, а воевала с Данией – почти непрерывно. Отношения были жесткими, а порой и жестокими. В центре Стокгольма одно из почитаемых исторических мест – это площадь Stortorget. Здесь датский король Кристиан III 8-10 ноябре1520 году (после того, как взял город и решил, якобы замириться с жителями) устроил резню местных дворян, в историю она вошла под названием "Стокгольмской кровавой бани".
Но плохие дела хорошим не закачиваются: уже в августе 1521 г. Кристиан был изгнан из страны, через два года Швеция освободилась от "унии" и потом стала самым могущественным государством в Северной Европе (к началу Северной войны ей принадлежала половина Норвегии, Финляндия, Прибалтика (включая Неву) и что-то в Германии.

Так вот именно на этом месте я понял и другой непонятный ранее исторический эпизод: почему Северная война началась со взятия Карлом Копенганена. Все очень просто: король продолжал давние историчееские разборки в давним соперником. Более того: тут, в Коненгагене решались важные стратегические задачи: борьба за проливы, за выход из Балтики в Атлантику, а значит и в Европу. Но этим планам помешал проснувшийся на востоке "русский медведь", который посягнул на восточные колонии Швеции. Карл думал, что ему удастся разобраться в Русью одним ударом, но Петр оказался тоже мужиком серьезным, дело затянулось почти на двадцать лет, Швеция увязла востоке, ей уже было не до Европы…

Про историю своих отношений в Скандинавии помнят. Помнят, но лишь как историю, давно уже не перенося ее в настоящее, уже многие десятилетия (или даже столетия) забыв о войнах и распрях. Все это давно позади.

Современную ситуацию отлично характеризует вот это фото с самолета: Эресуннский мост, связавший в 2006 году Данию (фактически континентальную Европу) со Скандинавским полуосторовом, города Коменгенен и шведский Мальмё (именно так – ё).

Вот ту как раз виден Мальме – третий по величине город Швеции (при том, что видно – город небольшой, 250 тыс. жителей), почти на самой юго-восточной точке Скандинавского полуосторова.


Там много достопримечательностей, в том числе исторических, но только одна хорошо видна с самолета: Turning Torso – введенный в строй в 2005 году самый высокий небоскреб Скандинавии и самый высокий жилой дом в Европе - высота 190 м, 54 этажа. Но уникальность его не в размерах, а в необычной вращающейся форме. Здание построено в виде пятигранной призмы, верхняя часть которой повёрнута относительно нижней на 90 градусов.

Летим дальше – вот и Эресуннский мост. Совмещенный мост-тоннель, включающий 2-путную железную дорогу и 4-полосную автомагистраль через пролив Эресунн. Это самая длинная совмещенная дорога и железнодорожный мост в Европе.


Поскольку сооружение фактически включает мост, остров и тоннель, его иногда называют более точно: «Эресуннская линия» или «Эресуннское соединение»
Строительство перехода началось в 1995 году, завершено 14 августа 1999 года, официальное открытие состоялось 1 июля 2000 года.

Тут ширина пролива – более 10 км, в севернее между датским Эльсинором и шведским Хельсинборгом – всего 4 км. Но построили именно тут (там наверно намного глубже пролив).

С датской стороны сначала идет туннель, которые выходит на поверхность на искусственном острове Пеберхольм (Перец-остров) (он насыпан из породы, вынутой из туннеля, 4 км на 500 м). Рядом с ним севернее естественный острова Сальтхольм (Соль-остров). Получилось "соль с перцом".

Проезд на автомобиле по мосту – 39 евро за легковое авто.
По ж-д с утра до вечера идут электропоезда (Мальме – Аэропорт- Копенгаген – Эльсинор) каждые 20 минут (ночью – пореже). Кроме того – другие пассажирские и товарные поезда.
Стоимость проезда – 9 евро.
Но это – разовые билеты, для местных есть льготы.
Нужно еще добавить, что жизнь (и жилье) в Швеции дешевле, чем в Дании, поэтому многие датчане переселись в Мальме и оттуда ездят на работу в Коненгаген.

Что касается Эресуннского моста, то все же не самый длинный в Дании (и, понятное дело, в Европе): длина туннеля – 4050 м, моста – 7845 м., главный вантовый пролет – 490 м.

"Самый-самый" (но не в мире!) находится не очень далеко, примерно в 100 км на запад) – это мост через пролив Большой Бельт (строился 1988-98 гг.): 18 км, в том числе главный подвесной пролет – 1624 м. (третий в мире по длина пролета). Там тоже есть промежуточный остров (но, кажется, естественный). В восточной части до острова жд идет в туннеле (авто – по мосту), в западной все совмещено.


… Летим через пролив. Прямо в море – огромная площадка с гигантскими ветряками (как их в море устанавливали?), вдали еще видны.


Заходим на посадку. Садимся.


Выходим, получаем багаж, задимся в такси (нас ждал минивен), 15-20 минут в дороге (на метро было бы быстрее) и мы в отеле (First Hotel Vesterbro) в самом центре города.
Отель, номер (на втором этаже почти над входом), вид из окна.




Время – 19:12 по Москве, местной – 17:12. Интернет есть, входит в стоимость номера.
Надо выпить кофе и отправлять на прогулку, пока солнце еще не зашло.
Об этом -- в следующей записи http://akolesov-travel.blogspot.com/2010/10/vmworld-2010-11-14102010-3-1110.html

3 комментария:

  1. Спасибо за интересный ликбез. Вопрос, а в каком году там Гамлет всех мочил ? Совет, зачем брать в аэропорте Старый мельник за 135 р., припаси заранее Смирновочку. Гарик.

    ОтветитьУдалить
  2. Давно ты, Гарик, не пользовался "Железными птицами"... А спецконтроль? Там с пузырем не пропустят. Только "до того".

    А "Гамлет" - он вне времени... По тексту нельзя понять - это 2000 лет назад или сегодня.

    ОтветитьУдалить