Дело было 22 октября. Метро "Сокольники", подходит поезд, вхожу... И тут же понимаю, что вагон какой-то необычный, и при этом очень знакомый. Я обратил внимание на внутренню обивку, причем - желтого цвета. Посмортите -- она необычная по нынешним временам, с таким рифленым узором. Именно такие вагоны были в Москве лет 30 или даже 40 назад.
Я осмотрелся - точно! Именно те вагоны. Вот очень характерная деталь: боковая перегородка сиденья - сплошная, а не просто трубки. Кстати очень практично: если сбоку стоит человек, то но не опинается на сидящего задом.
Интересно: почему рифленая боковая стенка? Вроде бы не очень практично, но ведь должен быть какой-то смысл.
Внутри вагона табличка, год изготовления - 2010. Но, наверное, все же не новые, а реставрированные старые.
Вышел на Преображенки и сфотогафировал с наружи: вот, с гербом СССР.
==========
P.S. Сразу после публикации получил комментарий с такой ссылкой: http://lurkmore.ru/3605
Оказывается это раритет - вагон 3605!
Там сказано:
"С мая 2007 года до конца февраля года следующего — вообще последний пассажирский Е в столичной подземке, а заодно и самый старый линейный вагон в ней же. В настоящее время выведен из эксплуатации и пылится в депо в ожидании распила или перевода в музей. "
Ан нет! Теперь ходит целый состав! Правда, возможно, это действительно новые вагоны, стилизованные под "ретро".
А желтая обивка: "Линкруст — это такой отделочный материал с рельефным рисунком, состоящий из специальной пластической массы на основе синтетических смол, нанесённой на утолщённую бумажную подоснову."
================
Через несколько дней, и опять в "Сокольниках" (оставил там машину) - тот же поезд. С торца конечного вагона -- №1 (фото не получилось).
То, что увидел этот старый вариант состава именно в Сокольниках -- весьма символично. Ведь именно тут, на Русаковской улице в 1931 году было начат "пилотный проект" -- строительство опытного участка (надо думать, от Сокольников до Комсомольской), причем - открытым способом. Полномасштабное строительство началось в 1933 году, 15 мая 1935 была открыта первая очередь: "Сокольники" - "Парк Культуры" с ответвлением до "Смоленской".
16.10.1941 - единственный день, когда московское метро не работало: в это день начались работы по его минированию, но потом этот план отменили.
В Википедии приведена краткая история московского метро, в том числе про разные проекты, начиная с 1875 года. Вот фрагмент оттуда:
==============
В 1923 году проект московского метрополитена был заказан известной иностранной компании Siemens Bauunion GmbH. К 1925 году немецкий проект, включавший 80 км тоннелей и 86 станций был готов. Однако денег на реализацию не нашли и проект Siemens Bauunion GmbH остался на бумаге.
Одновременно с немцами в 1923 году Московская городская железная дорогаприступает к работе и создает свой подотдел метро, который разрабатывает проект московского метрополитена в течение 7 лет. Проект 1930 года полностью совпадает с современным расположением первых построенных станций, кроме нереализованной станции под мавзолеем на Красной площади.
В декабре 1930 года подотдел МГЖД закрывают, а всех специалистов с дореволюционным образованием объявляют во вредительстве и арестовывают. А через неделю 6 января 1931 года Москва встает в транспортном коллапсе. Арестованные специалисты ещё в 1927 году высчитали, что это случится. Трамвай не мог обеспечить перевозку увеличившегося до 4 миллионов населения столицы (выражение «хам трамвайный» пошло с той поры).
В июне 1931 года первый секретарь Московского комитета ВКП(б) Л. М. Каганович продвигает на партийном пленуме решение срочно строить метро. В сентябре Московское руководство учреждает Мосметрострой и пишет письмо в ОГПУ, где просит вернуть арестованных специалистов МГЖД. В ноябре 1931 года в горкоме представлен проект линий московского метрополитена. Это был тот же проект годичной давности с небольшими поправками
===============
Но ничего не сказано про то, на какой технической основе создавалось московское метро. Сказано про эскалаторы:
===========
К намеченной дате открытия — 7 ноября 1934 года метрополитен не был введен в строй из-за отсутствия эскалаторов. Тогда это устройство впервые появилось только в Лондонском метрополитене в 1932 году и делали их только 2 фирмы в мире. Мосметрострой за 200 000 золотых рублей приобрел один эскалатор, только чтобы его разобрать и скопировать, увеличив длину лестниц. Советские эскалаторы появились в январе 1935 года. Работая круглосуточно в течение 20 дней, эскалаторы собрали на ряде построенных станций, а опробовали их 6 февраля 1935 года 2000 делегатов Всесоюзного Съезда. 4 февраля 1935 года по построенной трассе прошёл первый тестовый поезд. Над построенными надземными павильонами станций появилась красная буква "М", нарисованная архитектором Иваном Тарановым, которая стала символикой московского метрополитена.
Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года. В 5 часов 48 минут в метро был включен ток и через 4 минуты из депо вышел первый поезд. В 6 часов 45 минут открылись двери надземных вестибюлей. Пусковый комплекс включал в себя 11,5 км трассы, 13 станций и 14 поездов. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую».
==============
Но все же: откуда появились стандарты на пути, вагоны и пр... Кто разрабатывал все это?
В Вики ничего не говорится, но, скорее всего, за основу было взято американское метро, и в разработке участвовали американы (мы ведь с ними тогда сильно дружили, они строили ГАЗ, и многое другое).
По крайней мере, я в США (кажется, в Лос-Анжелесе) видет почти точную копию вагонов московского метро.
Хотя, возможно, более вероятный вариант - немецкий (того же Сименса). По крайней мере, я нашел в Инете инфо, что вагоны берлинского метро после войны использовались в Москве. (Любопытная инфо есть тут: http://www.metro.ru/cars/)
Черт! Я же бы в марте в "Бункере-42" (см. http://akolesov.livejournal.com/126514.html)
на глубине 60 метров от уровня земли -- в "Бункере-42", бывшем советством пункте командования и связи, что залегает в Москве под Таганской площадью.
И до сих пор не написал подробный отчет.
А это фото я сделал три недели назад на "Киевской" Пять человек, строем! Вот так охраняют метро. Бутафория...
Я эти поезда хорошо помню, и согласен, что сплошные боковинки были удобнее нынешних: сейчас перед лицом сидящего маячат либо чей-то зад, либо сумки, которые имеют свойство пролезать сквозь перегородку и непосредственно задевать сидящего.
ОтветитьУдалитьКстати, Андрей, если ты заинтересовался метро и давно не заглядывал ко мне в блог, посмотри запись http://yu-kurochkin.livejournal.com/32134.htm - это отрывок из воспоминаний моего отца, посвященный как раз 16 октября 1941г. Отец тогда работал на Метрострое.
Юра!
ОтветитьУдалитьСпасибо. Очень интересно.
Только правильный адрес: http://yu-kurochkin.livejournal.com/32134.html