Начнем с того, что история формирования и развития российского ИТ-рынка, кажется, до сих пор не написана. А жаль, поскольку, это, во-первых, очень интересно и поучительно, а во-вторых, очень многие вещи уже сейчас стали забываться и их трудно восстановить.
Небольшую историю своего собственного вхождения в современных ИТ-рынок, я написал неделю назад (http://akolesov.livejournal.com/165012.html - "Явление ПК в СССР"). Теперь про более общие дела.
В моей представлении, наш современный ИТ-рынок начал формироваться в перестройку, причем на самом начальном ее этапе. В несколько упрощенной форме – почти весь бизнес (не только ИТ) начинался с ИТ (в основном – поставки ПК). Именно тут многие получил первый опыт бизнеса и начальный капитал для освоения других сфер. Напомню, что "СП Диалог" 27.12.1987 получило свидетельство о регистрации номер 21.
Итак, получается такая хронология:
- 1987-88 – первые сумбурные дела, в основном поставки ПК
- 1990-91 – появление первых специализированных компаний, обычно СП, продажи железа и ПО
- 1992-93 – юридическая легализация бизнеса, начало работы с долгосрочной перспективой. Причина очевидна: стало понятно, что революция завершилась победой, возврата в СССР уже не будет, дальше – рынок.
- 1995 – выход отрасли на стабильное развитие. Страна уже пережила первые серьезные экономические удары (банковский кризис осени 1994), рыночная экономика показала свою устойчивость и перспективы развития.
- 1997-98 – ИТ-отрасль становится заметной (но не более того) в экономике страны, попадает в поле зрения общий и деловых СМИ, не-ИТ-общественности.
Два тезиса, которые я для себя сформулировал очень давно (еще тогда).
1. ИТ-СМИ являются весьма специфичным сегментом СМИ в целом.2. ИТ-СМИ являются специфичным и очень важным сегментом ИТ-рынка.
На второй момент я особо хочу обратить внимание, поскольку в нашей обычной сегментации ИТ-рынка такого раздела – "СМИ и аналитика" – просто нет. И ошибка в построении PR-стратегии ИТ-компаний часто заключается именно в неверном позиционировании ИТ-СМИ, в непонимании того, что это участники в первую очередь ИТ-рынка, со своими специфическими интересами, с которыми нужно выстраивать партнерские отношения.
Итак, что было в начале 1995 года на рынке СМИ.
Об ИТ писали тогда только ИТ-СМИ (общая и деловая этими делами не интересовалась). Интернета не было (только-только, на уровне примитивной электронной почты и не менее примитивной FTP). Никаких конференций не проводилось. Выставки и ИТ-СМИ – это единственные каналы общения бизнеса с потребителями. Информационные и рекламные каналы.
Никакой региональной прессы. Было только несколько московско-федеральных изданий.
- Ежемесячные журналы: "Мир ПК", "КомпьютерПресс", PC Magazine, Hard&Soft, "Монитор" были ориентированы на продвинутых пользователей ПК (а непродвинутых тогда и не было) и разработчиков ПО
- Еженедельники-газеты (черно-белые, на обычной газетной бумаге не самого высшего качества): "Компьютера", ComputerWeek-Moscow, Soft-Market – новостные издания с ориентацией на ИТ-бизнес и ИТ-заказчиков.
CW-M – более респектабельный вариант, ИТ-аналог "Коммерсанта" (формат – среднее между А2 и А3)
P.S. Будучи тогда еще программистом-ученым, я к 1995 году уже публиковался с разной частотой во всех этих изданиях.
Что произошло как раз в 1995 году? Рынок ИТ-СМИ стал резко расширяться, причем в сторону освещения более общих вопросов. Тематика "разработка ПО" стала быстро сворачиваться, что проявилось еще и в том, что единственный программистский журнала "Монитор" после 2,5 лет борьбы за выживание все же умер…
Дмитрий Мендрелюк объявил в начале 1995 года о преобразовании "Компьютеры" в издательский дом. Сама "Компьютерра" перешла с двухнедельного варианта на еженедельный, и что еще важнее: из тонкой газеты (4-5 полос) превратилась в цветное издание журнального формата (что и было до недавнего времени). Следом появился новый журнал "Инфобизнес", ориентированный на ИТ-бизнеса.
До 1995 года СW-M – это ComputerWorld-Moscow (World, а не Week!), совместное издание с американским ComputerWorld (IDG). Но в начале года руководство издания (Антонюк, Громов) решили по каким-то причинам отправиться в "автономное плавание", стать самостоятельными.
В результате, кажется, в апреле 1995 издание сменило название на ComputerWeek-Moscow.
В том же году издательство "СК Пресс" также решило расшириться. И к имевшемуся у него журналу PC Magazine/RE, у него мае 1995 появился еженедельник PC Week/Russian Edition. Все эти издания – по лицензионному соглашению с Ziff Devis.
По формату и оформлению PC Week был почти точной копией американского издания, по содержанию – смесь переводных и оригинальных материалов.
С самого начала PC Week позиционировался как первый реальный конкурент CW-M, который тогда был тогда единственным изданием для корпоративных ИТ.
Но он отличался уже в то момент и чисто внешне. PC Wee сразу стал издаваться цветным (для начала заголовок – этого все газеты начинали осваивать цветную полиграфию), был полуглянцевым и имел размер листа поменьше (как и сегодня, немного меньше, чем А3)
В сентябре 1995 (кажется так) появился еще один еженедельник – ComputerWorld-Russia, созместное издание IDG и "Открытых систем". По формату и содержанию – похоже на PC Week. Его появлению предшествовала история с интригой.
После разрыва с CW-M группа IDG стала срочно искать нового партнера в России, тем более, что в стране появился PC Week (конкуренты – Зиф-Девис). Переговоры шли с "Компьютеррой" и "Открытыми системами". Дима Мендрелюк позднее рассказывал, что намеренно тянул переговоры, чтобы отсрочить появление в России нового конкурента (он собирался развивать собственные проекты без западного участия).
Короче говоря, вот какая ситуация сложилась к началу осени 1995 году на газетном фронте ИТ-СМИ (еженедельники):
- ComputerWorld-Moscow – лидер рынка на тот момент. Черно-белый вариант (с цветными элементами) традиционного газетного формата.
- "Компьютерра" – цветное (диковина!!!) издание журнального формата
- И два новичка: PC Week и ComputerWorld-Russia
Вот несколько сканов по теме:
Слева - ComputerWord Moscow, июнь 1993 г. Обратите внимание серая газетная бумага, но появился первый цветной элемент в оформлении - синий цвет в названии. Это было тогда новика для наших газет (не только ИТ).
Справа. Именно в этом номере была опубликована моя первая статья на "не-программистскую тему" и первая моя статья о бизнесе Microsoft.
Как опубликовать статью в издании? (типа кому и сколько нужно платить, или через знакомых). Я тогда сделал так. Написал статью, записал на дискету, зашел на какой-то выставке (может даже "Комтек") и оставил дискету (в конверте с моим телефонным номером) девушке на стенде газеты (передать в редакцию). Через некоторое время мне позвонил редактор и сказал "берем". А через месяц позвонили из редакции и сказали, что можно приехать за газетой и гонораром. И что со мной хочет поговорить главред. Я заехал (со знакомой барышней в ВДНХ, летом), пообщался с Громовым. И был очень приятно удивлен гонорару - это было 4-5 раз больше, чем за программистские публикации. "Надо бы еще им что-нибудь написать," - решил я и мы пошли пить пиво (была такая же июльская погода).
А это газета января 1997 года. Новое название, новый статус. Полностью цветное оформление. Глянец, но только на страницах-обложках (первая-последняя), внутри - газета (PC Week с самого начала был глянцевым). Щербаков только незадолго до того перешел в HP из фирмы "Партия" (тогда она гремела!). Но жить CR-M оставалось уже недолго...
Все это написано, как помнится. Возможно, где-то ошибаюсь. Поправьте!
Продолжение следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий