среда, 9 июня 2010 г.

Прогулка от Ленинградки до Хорошевки

<! Фотографии из альбома PhotoFile "2010_06_07_МоскваБеговая">

В понедельник 7 июня утром заехал ненадолго на семинар SAS Intitute? Которая проходила в новом отеле на Беговой, около Ленинградского проспекта (у стадиона Юных Пионеров, на котором идет какая-то реконструкция). Оттуда решил пойти до м. "Беговая". И пошел.

Вот дом на углу Беговой и Ленинградки. Меня поразили непонятные колонны на нем. Наверное, подъезды-лифты. Любопытно. Пошел по Беговой. Это Московский Ипподром. Изумительное сооружение!

Я там был за всю жизнь один раз, где-то на 4-м курсе института (лет 35 назад). Почему-то мы решили пойти туда с Жекой Снигеревым и встретиться прямо там. И не встретились (а никаких мобильных не было). Где же встретиться? Понятно, где – буфете. Захожу – а Жека уже там. Как сейчас помню, пили там редкое по тем временам (тогда была только одно пиво – Жигулевское, ну, еще 3-4 получше – Московское, Останкинской, Рижскоей) – "Наша Марка"!

Пошел дальше и свернул направо, потом налево и вышел в 1-й Хорошевский переулок. Вот. Про это мой основной рассказ.

Тут сохранились дома постройки конца 40-х. Этот район – моя Родина. Именно тут, на Хорошевке в 1949-59 гг. жила семья моих родителей, и я в ее составе с 1953 года.


Хорошевское шоссе после ВОВ – это фактически ближний пригород Москвы. Это видно даже по тому, что это "шоссе", а не улица.

Википедия: Шоссе получило название в1935 году. Названо по своему направлению к селу Хорошёво. Старое название: Воскресенское шоссе (или Воскресенская дорога), по своему направлению в сторону подмосковного города Воскресенск (старое название города Истра, рядом с известным Новоиерусалимским монастырем)

Поле ВОВ тут началось жилищное строительство – немецкими военнопленными. Любопытно – для жилых домов Министерства обороны (тут потом жили сотрудники центрального аппарата). Строили не только тут, но и в районе Сокола (Песчаные улицы).

Причем строили они, как я понимаю, по немецким же проектам. В результате, этот район получился похожим на небольшой немецкий городок.

Тут это не очень хорошо видно, а вот по домам, которые стояли на самом Хорошевском шоссе, это отчетливо просматривалось. Все дома там снесли еще лет 20-25 назад. Я помню, как проезжал там мимо на велосипеде и нашел, кажется, наш дом. Он уже сносился, остались только основные стены. Мне удалось поднять по остаткам лестниц наверх и, кажется найти нашу квартиру.

После ВОВ отца оставили служить в Москве, а семья жила в пригороде, около станции "Лось" (Ярославская ж-д). Тогда это был город Бабушкин (у брата Сергея там и записано в свидетельстве о рождении).

А вот дальше цитаты из "Воспоминаний" моего отца, А.Н.Колесова:
"Ранней весной 1949 года наша семья, теперь уже из пяти человек [АК: папа, мама, Юра, Сережа и тетя Катя], перебралась в Москву, на Хорошевское шоссе, в военведомственную квартиру чердачного типа. Она имела четыре комнатки. В двух комнатах поселилась семья подполковника И.Г.Гончарова -- тоже из пяти человек. На кухне стояла газовая плита, под руками вода, туалет, а в баню мы ходили на Красную Пресню.


В московской квартире, как мне кажется, у нас началась нормальная послевоенная жизнь: всех членов семьи прописали в Москве. На службу я ездил не пригородными поездами, а автобусами, трамваями, метро. Школы, рынок, магазины были поблизости. Римма после почти двухлетнего перерыва начала вновь преподавать математику в средней щколе, в которой учился и Юра. Сережа начал посещать детский сад.


Кроме общеобразовательной школы Юра ходил на уроки по баяну в музыкальную школу. Баян, а потом аккордеон, у него были отменные. В их выборе приняли участие баянисты Краснознаменного имени Александрова ансамбля песни и пляски. К великому сожалению мои ожидания, что он будет хотя бы музыкантом-любителем, не сбылись. Хотя сын и успешно закончил учебу, прилежности к баяну у него не проявилось".

Тут нужно сделать некоторые уточнения-дополнения.

Дом был "двух с половино этажный": два нормальных этажа и чердак. Немецкий проект. Чердак – это общее подсобное помещение для жильцов (стирка и сушка белья, кладовые и пр.) Наши тут сделали третий жилой этаж и вот такую коммунальную квартиру. Очень симпатично – полукруглые своды и пр. Как видно, ванной не было. А может быть, и горячей воды? Отец был тогда, кажется подполковником (или уже полковником?).

Еще. Мама работала сначала на Арбате (Юра, что скажешь?), а уже потом перешла в школу на Хорошевку.

Записи А.Н.Колесова:
"После отъезда к новому месту службы подполковника И.Г.Гончарова в Киргизию, к нам в квартиру поселили полковника Ф.Н.Рогова с семьей в 5 человек. Семья наша взрослела -- Юрию шел 20-й, Сереже-- 13-й, Андрюше -- 6-й год. К тому же у нас жила беженка из Смоленской области, сирота -- девушка Зина Круглова, которая помогала Римме ухаживать за детьми и вести хозяйство [АК: Зина была домработницей, как это было часто тогда. Фактически – действительно член семьи. Она приезжала к нам в гости 20-30 лет спустя. Мама поддерживала с ней контакты до последних дней). Приходилось думать о будущем всех. В маленьких комнатушках нам стало тесновато.


В августе 1959 года в дни проливных дождей в квартире, на кухне от ветхости крыши обрушился потолок и дождь хлестал прямо в комнатки".


Вот это я уже помню (но только не в августе, летом мы с мамой были в Белгороде-Днестровском под Одессой): я лежу на кровати (болел), в ногах на кровати стоит таз, в него с потолка капает вода. Тут еще я позволю себе вставить два фото тех лет. Слева - семья Гончаровых, наших соседей. Тетя Лена, дядя Ваня и три сына, Володя, Коля и Миша.  В подписи указано 1951, но, скорее всего, это 1954. Их семья - это почти точная копия нашей - три сына,  с кажется, почти точным совпадением годов рождения. Я у них в Орше провел свои первые школьные каникулы в 1961. Меня туда отвез Юра, потом приехал Сергей, а в конце августа за нами приехала мама. Там я научился кататься на велосиде и получил в августе первую велосипедную травму. У Гончаровых были кролики, детей было сбор корма-трава для них. На это дело мы ездили на велосипедах. Классно.

А справа - "парадное" фото нашей семьи, кажется, это как раз 1959 год.

Записи А.Н.Колесова:
"Этот случай и подтолкнул меня выступить на партийном собрании управления с просьбой ускорить решение жилищной проблемы для семьи. Сгоряча я обронил фразу о том, что с нами -- старшими инструкторами, рабочими лошадками -- обращаются как с рядовыми солдатами в плохой части и, несмотря на наши трудности, некоторые начальники, имея свои квартиры, получают новые взрослых женатых детей.


На другой день утром меня пригласил к себе Евгений Иванович Востоков и возбужденно спросил: кого из начальников я имел в виду в своем выступлении? После собрания об этом меня спросил и начальник управления генерал-лейтенант М.Х.Калашник. Хотя в конце августа ХОЗУ МО и выделило мне ордер на квартиру, однако вольнодумство сказалось на моей дальнейшей судьбе".



"В новой квартире в военном городке на 4-й Гражданской улице мы прожили 25 лет (потом в ней стала жить семья Сережи). Она малогабаритная -- три комнаты общей площадью всего 34 кв. метра. но по тем временам она казалась нам райской. В ней была кладовка, санузел, газ, горячая и холодная вода. Нашими соседями по лестничной площадке была семья полковника, военного летчика Героя Советского Союза Семена Никоноровича Соколова, служившего в главном штабе ВВС. Жили мы с этой семьей дружно, ходили друг к другу в гости, делились радостями и невзгодами".

Слово "рай" тут хорошо отражает условия жизни той поры. А ведь речь идет о полковниках центрального аппарата МО! Соколовы жили в двухкомнатной квартире (две детей). Помню, что у нас в квартире протекал внешняя стена в дальней компате и ее долго сущили, какими строительными электросушками...
=============

Иду дальше по 1-му Хорошевскому И вот стоит школа, где работали мама, учился Юра, да и Сергей.




В этом же переулке находится (с тех времен) какая-то ГРУшная контора.

А весь угол Беговая-Хорошевская застроено новыми домами. На самом шоссе домов тех времен уже не осталось.




На правом фото, дом слева - это с тех времен, но не "немецкий"




Вот такая история о 10 минутной пешей прогулке.

5 комментариев:

  1. Андрей, привет!
    А помнишь возле нашей школы были двухэтажные дома? И не только возле школы. На всех Первомайских улицах (Верхней, Нижней и просто Первомайской) и Парковых было полно таких домов. Их тоже немцы пленные строили. Я бывал в этих домах. Как правило на первый этаж представлял собой еще ту комуналку. Корридор с одним туалетом на десяток комнат. А вот наверху были очень приличные квартиры. Меня особо поразили застекленные неотапливаемые веранды. Очень странно они зимой воспринимались. Холодно, но снега нет. Году в 75-м их начали сносить, если не ошибаюсь.
    Вот, кстати, тебе идея для очередной прогулки. А прошвырнись при случае вокруг нашей школы. Интересно будет посмотреть.

    В. Каменецкий

    ОтветитьУдалить
  2. Воспоминания о маме. Мы переехалина Хорошевку1-4нряьря, а 6 ноября в старой школе на ст. Валентиновка меня должны были принимать в пионеры и мама повезла меня туда (2 часа дороги туда)!!! Так я стал пионером.На хорошевке строили немцы. Они ходили по домам и предлагали самодеятельных деревянных клоунов на верёвочке в обмен на еду. Но не попрошайничали! Во дворе у нас был барак-лазарет для немцев. Им давали шоколад и они им дразнили нас.И ещё, блочные дома на Хорошевке были первые в Москве, блоки были толстые и дома до сих пор сохранились.За забором нашего двора была военка, т.е территория принадлежала М.О. Там стояли первые рракетные установки, их было видно из окна. Потом построили издательство "Красная звезда".Юра

    ОтветитьУдалить
  3. видимо речь идет о домах 32-34 по хорошевскому шоссе-это дома немецкой постройки 1947г.дома по 1-му хорошевскому проезду тоже строили пленные но не долго-до51-52г.г. наша семья приехала в эти дома 24 июля 1949 г. и с тех пор мы здесь живем.практически вся история нашего городка в памяти и фотографиях детей тех отцов-победителей в страшной войне 1941-45г.г. которые жили здесь в послевоенный период.таких семей осталось весьма немного-не более 100 остальные давно распрощались с ннашей хорошевкой.старожил.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Вы могли бы подсказать мне, какой примерно номер дома мог быть у этого дома на этом фото:
      http://www.oldmos.ru/photo/view/91954
      Заранее спасибо за ответ!

      Удалить
  4. Здравствуйте!
    Вы могли бы подсказать мне, какой примерно номер дома мог быть у этого дома на этом фото:
    http://www.oldmos.ru/photo/view/91954
    Заранее спасибо за ответ!

    ОтветитьУдалить