четверг, 3 марта 2016 г.

23.01-03.02.1994. ЦВТБ Терскол, Чегет. Рассказ и видеоролик о том заезде

Главной фишкой Приэльбрусья в советское время была ЦВТБ (центральная военная турбаза) "Терскол".


"Главной фишкой" потому, что, по моим оценкам, 50-80% катавшихся в те времена людей прошли через эту базу, многие не один раз. Именно там многие начинали кататься, многие прошли по несколько классов обучения (лично знал, которые начинали у меня в 100-й, а потом были у меня же в 400й).

Вот слайд-шоу фото 1977-1988 годов. В сопровождении песни Толи Хабаровского (мы с ним много лет катались в Нижних Котлах) "Терскольский вальс".





Кстати, получилось так, что к ее созданию во второй половине 1960-х самое прямое отношение имел мой отец (он был начальником отдела туризма ЦДСА). То, что я стал кататься на лыжах, в какой-то степени благодаря ему: хотя он был уже в отставке, но помог достать для нас путевки на турбазу в 76-77 годах.

В силу обстоятельств именно там, на ЦВТБ был самый сильный в СССР инструкторский коллектив, он формировался много лет и был реально высокого качества (с высоким уровне мотивации). Этому большое внимание уделяло руководство турбазы, потому что понимало, что именно это – "золотой фонд" (это странно – поскольку в условиях жуткого дефицита, никаких проблем с заполнением турбазы не было).

Но среди тех, кто приложил больше всех сил к созданию этого коллектива, я бы выделил в первую очередь Анатолия Степанова (руководитель школы инструкторов, за 15 лет были сделало 3 или 4 выпуска) и Марка Леонидовича Сыромятникова (главный по инструкторам на ЦВТБ, серый кардинал, которого никто из туристов не знал). Именно Марк был "родным отцом" для инструкторов: заведовал кадрами, вызовами на работу и он же распределял по группам. И вообще, был классный мужик). Многие туристы знают Владимира Львовича Белиловского, но на самом деле инструкторами он не рулил. Я видел картотеку на инструкторов, Марк хранил ее дома. Там хранилась информация на несколько сот инструкторов. 60-70% - из Москвы, в основном - высшее образование...

Это фото школы инструкторов 1984 года, но не все – примерно 2/3. Почему-то тут нет ни одного преподавателя, в том числе и Степанова.



Это фото 1989 года. Типичная картина: день заезда, приехавшие инструктора идут в кабинет Марка. Пишется заявление на работу (осенью проходила процедура вызова, в два этапа), он выписывает документы на поселение в общежитие, на питание). В пуховке спиной - кажется, Леха Гаркал


Это редкое фото – инструктора ЦВТБ. Редкое, потому что инструктора встречались вместо только утром на планерке, после которой разбегались бегом. В тот я раз предложил собраться перед выходом в точно обозначенное время и это получилось не с первого раза. Тут собрались почти все, но не все…



Это – в конце января 1992 года. Годом ранее инструкторов было в раза в три больше.

Итак, "золотое время" ЦВТБ "Терскол" закончилось зимой 1991 года (последний сезон).
До этого все туристы ЦВТБ "Терскол" в обязательном порядке разбивались на группы, по классам от 1 до 4. В смену работало около 25 инструкторов. Из них 3-5 человек были местные-постоянные, еще 3-4 – приезжали на весь зимний сезон, остальные, основная команда – временные, обычно на 1 месяц (два заезда).

Основной технический уровень держался именно на них, старшими классами подготовки занимались только они. Самые сильные группы начинающих были также у временных. Почему – понятна, у временных была высокая мотивация.

С зимы 1992 года все это прекратилось. Осталось только 100-е группы, в один день заезда делалась одна общая 200-я, 3 и 4 класс – свободное катание (у них был инструктор-методист, только оргработа после горы – спартакиада+самодеятельность).

В общем, коллектив инструкторов с годами полностью распался, в заезд было не более десятка человек, временных – сначала было около 10 человек, потом с каждым годом всем меньше

Число туристов тоже постепенно падало.

Сначала начала влиять резкий экономический спад (денег не было). А с 1995 года – начавшаяся война в Чечне. При том, что как раз в это время народ поехал в Европу. После Альп мало кто возвращался на Чегет.

В 1994 году была еще в существенной степени "старая обстановка". Кажется, именно тогда я познакомился там с Олегом Стрельниковым. Был еще старый знакомый Андрей Левченко. Мы втроем рулили 200-ми группами (три дня заезда). Из временных была еще Оля Константиновская, другие не вспоминаются. Жили тогда еще в Зеленке…

Я приехал в Минводы на поезде, ехали с Машей Зариповой и Олей Константиновской, в вагоне познакомились с двумя парнями, которые потом катались в 100-й у Оли (я их припахал на вокзале для переноски барахла, сказав, что это им зачтется на горе. Они думали, что я шучу, представляя юную Олю в качестве инструктора, и были сильно удивлены, когда попали именно к ней, один из них женился на Оле). Потом еще прилетела Ира Попова.

Разумеется, было много знакомых прошлых лет: Лариса Столяренко, Ленка (вылетела фамилия из головы), "Мишка", братья Маточкины, Костик, Юра и Наташа Варданяны,

И еще у меня с собой кинокамера

Когда мой отец ушел в отставку в 1970 году, то ему коллеги-сослуживцы подарили кинокамеру Кварц-2. Отец много фотографировал, но камерой этой практически никогда не пользовался. Примерно, в начале 80х, я "приватизировал" камеру (с разрешения отца) и снимал на нее наши водные походы и горнолыжные путешествия. Последнее такой кино было снято, кажется, как раз вот это, зимой 1994 года. Потом в дело пошли "видеокамеры.

В конце 90-х мы пересняли кино на видеопленку (и была наложена музыка), еще через лет десять – оцифровали.
В общем – качество соответствующее.

Кстати, камера была классная! Я таскал ее в водные походы и даже чинил в полевых условиях (имел при себе ремнабор, развинчивал до винтика).

Самый выдающийся случай был в октябре 1988 года, когда мы сплавлялись на катамаранах по Кодори (Абхазия). Там река – тройка с элементами пятерки.
В последний день наш катамаран (черверка) перевернулся в бочке через корму. Я, кстати, вылез из-под него с некоторым трудом, застрял в крепеже головой вниз, потом коленом хромал месяца два. А перевернулись, возможно, из-за меня. Я сидел справа сзади и до последнего снимал на камеру. Убрал ее в последний момент, и а надо было бы раньше, чтобы успеть сделать пару гребков перед мощной бочкой…

В общем, камера – полностью в воде. Когда втащились на берег, я в первую очередь разобрал камеру и положил сушить на солнце. Через два часа уже продолжал снимать на нее. И получилось!

Так вот: это одно из последних кино на камеру (она и сейчас лежит готовая к работе, даже пленки остались). Дело было в очередной двухнедельный заезд в студенческие каникулы (лучшее время!) 1994 года.



На этом общий рассказ заканчиваю и делаю тайминг-описание того, что видно в кино


00-00: Поднимаюсь на Чегет-2. Судя по стилю и по пуховке (она и сейчас висит в шкафу) – это Ира.

00:50 – Турист, парень (молодой мужик), которого не помню, как зовут, но нормальный! Помню, что он был доктором.

01:11 – Чегет-3, бугель Шагобан. Опять появилась Ира (теперь уже точно!), которая "ведет" за собой какую-то барышню.

02:19 – Олег Стрельников, за ним – Маша Зарипова и Лариса Столяренко (Чегет-3)

02:50 – какая-то знакомая барышня, которую сейчас не могу идентифицировать
03:11 – два парня из Москвы, с которыми мы забавно познакомились в поезде Москва-Минводы. Один из них через год женился на своей инструкторше (я их познакомил в том же поезде) – на Оле Костантировской.

03:53. Это – один из главных эпизодов заезда. ДЕНЬ ИНСТРУТОРА! Идет снег, туристов на гору не выпустили. Команда бойки барышень и юношей во главе с Машей пришли к нам в Зеленку, навестить. В общем, надо было "спасаться", мы с Олегом скомандовали – "все на поляну Чегет". Конечно, мы взяли лыжи. И пошли…

Впереди Маша, потом Лариса, а третья (в пуховке с капюшеном) – знаменитая барышня Наташа, которая в первый день на "горке Оршава" сбила инструктора Маринича (профессора из Харькова, в ковбойской шляпе). Совершенно замечательная история…

За ними идут одна из "Мишек" (это история с 1993 года), за ней Ленка, Маточкин-младший… Стрельников – замыкающий…
05:30 – это я с двумя барышнями на моих лыжах. Кстати, я сейчас катаюсь с теми же плалками…

05:50 – это мы уже на Чегете (оторвались от барышень). Втроем. Олег и классный, сильный парень, который жил дикарем в Зеленке. Кажется, из Харькова, проходил под кличкой "медведь из леса". Сколько снега – видно. В районе верхней части Трубы

06:50 – Те же, но на Долларе (от 11-й опоры).

08:24 – На следующий день! Маша, Лариса, Ленка…

09:50 – Кисик. Кстати, очень технично!

11:50 – На Поляне Чегет. Ленка, Лариса, Игорь Маточкин (старший), Маша. Потом появился еще один доктор – Костя(очень сильный катальщик).

13:35 – как раз Доктор (первый) помогает барышням. С Фишерами КС-4 – я…

15:20 – Костя и Олег, разбор полетов

15:40 – Заключительный день катания, завершающие спуски. Тут случилось небольшое происшествие, о котором вспоминается до сих пор.

Мы командой пошли от "Ай" вниз по корыту, потом траверсом мимо Доллара. И как раз ровно под канаткой-паркой сошла большая доска, когда мы проходили траверсом, сверху. Не очень большая по площади, но по объему приличная. Она сходит там немного, метров 7-10, но достаточно, чтобы засыпать.

Я оказался ровно в середине. Доска сбила с ног, скольжу со снегом головой вниз и думаю "Если перевалит через 11-ю опору – то кирдык". Но она остановилась, но полностью засыпало снегом. Я сначала высунул наверх палку, потом руку, выбрался сам. И сразу достаю камеру и снимаю.

Видны Олег Стрельников с Маше Зариповой, Доктор.

Ну и погнали дальше. Потом сделали еще пару подъемов до Ай. Олег (из под него еще одна доска по ходу сошла) уговаривал пойти на Дальний Север, но нас уже пас спасатель, пошли завершающий спуск обычным ходом. В белой шапочке и оранжевых очках – я.

17:45 – Таня Липинская (из Новосибирска) с дядей – Сергеем Огородниковым, он у меня катался в 400-й еще в 1988 году.

18:15. Посиделки в том самом, 104-м номере. Оля Константиновская, спиной сидит – Андрей Левченко. В углу с чаем – Наташа Варданян,

18:55 – это съемка с балкона "Вольфрама", вид на Чегет. Я там что-то вещаю, но смысл понятен – "Все – на Чегет!"

2 комментария:

  1. Самодурова не вспомнили! Случайно? А нам в 75г. из"Динамо" проблем выхода на склон и другого"режима" не было...Мы,типа,спацмены...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я вспомнил о двух людях, которые напрямую работали с инструкторами.
      Самодурова я застал только туристом в 76-77 гг., но личных контактов не имел. Хотя история знаю МНОГО!
      В 1984 был уже Дарьин.
      Но реально вы правы: начальство, хотя порой и показывало "советский стиль" управления, реально ценило инструкторский состав.

      По поводу Динамо вспоминаю такую историю. А на был такой классный инструктор Дима Боровков. Классно катался, был отличным инструкторов, окончил МИФИ. Моего возраста или чуть старше. Более опытный (раньше начал) и очень доброжелательный. Давал мне ценные советы и вообще.
      Он раньше других решил "завязывать" с инструкторством и уже в начале 90-х стал ездить в Европу. Он первым мне сказал: "То, что мы думает, что Чегет - лучшая гора, - вранье! В Шамони - несколько таких Чегетов...."
      Но в начале 90х, он приезжал с командой кататься и жил в Динамо.
      И ходил к нам в Зеленку в душ. У них были проблемы с водой и вообще - холодно (были морозные дни).
      Потом потеплело. Я его спросил на горе:
      "Ну, как - потеплело в Динамо?"
      "Да, но теперь запахло"
      :-)

      Удалить