Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

воскресенье, 6 марта 2016 г.

Советы по безопасности на горных лыжах из Колорадо и других мест


В конце предыдущего поста ( Советы по выбору инструктора на горных лыжах обещал еще "советы по безопасности".
==================
Перебирая архив фото (решил отсканировать бумажные) наткнулся на салфетку, которую привез давно из Колорадо. Я взял там на память несколько штук, зайдя перекусить в какой-то "едальне" в одной из зон района Summit Coutny. Очень характерно для США прагматизм – салфетка весьма дешевенькая (серенькая), но – двойного назначения. На ней еще и напоминание о правилах поведения на трассе:





Но сначала очень кратко о Скалистых горах – очень классно! Во многом по-другому, чем в Альпах (а Кавказ похож на Альпы). Другие горы, другой рельеф, другой климат, другой снег. Нельзя сказать, где лучше – Альпы или Скалистые горы. Просто по-другому.
И сама атмосфера в Америке какая-то другая, более "компанейская". Мне она во многом напомнила атмосферу Терскола старых времен, когда там собирались "своя тусовка" и можно было легко познакомиться даже с незнакомыми людьми. И кстати, организация обслуживания (инструктора, спасатели, контроллеры) там отличается от Европы и во многом похожа на "советский Терскол". Странно, но так.

Ладно, переходим к "салфеточным советам". Я сделал вольный перевод, дополнив собственными комментариями и советами.

1. Всегда контролируй себя и ситуацию, будь способен (не просто готов, но способен) остановиться или избежать столкновения с другими людьми или объектами
2. Люди впереди вас имеют преимущество на дороге. Это ваша забота – избежать столновение с вами.
Другой вариант: при столкновении виноват тот, кто едет сверху и быстрее.

3. Вы должны не стоять так, чтобы перегораживать трассу или быть невидимым сверху.
Это правило, которое нарушается довольно часто, и это – реальная опасность. Нельзя стоять за поворотом, после перегиба. Можно на повороте и на перегибе, но только чтобы не мешать на трассе

4. Всякий раз когда стартуете вниз или выезжаете на трассу (сбоку), посмотрите наверх и вокруг, и уступите дорогу другим.
5. Всегда используйте устройства, которые помогут предостратить "уход" вашего снаряжения.
Проще говоря, в случае лыж, - скистопы. Чтобы в случае, если крепление отстегнется, лыжи остались при вас.
Идея простоя, но ее реализация имеет несколько важных нюансов!
"Отстегнутая лыжа", если она без таких "устройств", имеет две опасные стороны: 1) ее можно потерять (уедет...) 2) она может травмировать других людей (катится вниз с разгону бьет – это может быть очень опасно)

На ратраченных трассах вполне справляются скистопы. На несильно рыхлом снегу и на буграх – обычно лыжа даже без скистопов никуда далеко не уходит.

Проблемы есть в целинном снегу, особенно в свежевыпавшем на уже укатанный наст. Тут скистопы не помогут. В глубоком снегу вы имеете все шансы лыжу не найти. А свежевыпавшем пухляке лыжа может уехать как угодно далеко (она скользит как подлодка под пухляком по насту).

Выходом тут являются только старый вариант – страховочные ремешки. Разумеется, тут возникает другая проблема – лыжа летит с вами и наровит двинуть по голове.
И еще проблема в случае лавинной опасности, даже если речь идет об относительно небольших досках: тут нужно иметь скистопы, чтобы при падении сразу освободиться от лыж, иначе лыжи предвратятся в "якоря" или "подводные паруса" – вы будете, как в воде и в кандалах.

Короче говоря, если выпал свежий снег (и не заратрачено) или вы едите по целине, то как тут быть – использовать стаховочные ремешки или нет – вопрос творческий. Сильно зависит от ситуации. Я с собой такие ремешки всегда при себе имею. Пользуюсь, только в сложной ситуации и когда спускаюсь в одиночестве.

6. Следите за всеми установленными сигналами и предпреждениями. Избегайте закрытых трасс и закрытых зон катания.

7. Прежде чем пользоваться подъемником, вы должны точно знать, что сможете безопасно сеть на него, сойти с него и спуститься вниз.

Разумеется, это относится в первую очередь к "канатно-буксировочным" *бугелям, но и к креслам тоже – многие из них (или даже большинство) не предназначены для спуска в кресле вниз.
Особенно осторожно нужно быть на креслах с жестким креплением к тросу (у них нет замедления при посадке и сходе). При посадке полезно предварительно поймать кресло рукой (амортизация), а при сходе – не мешая проезжать вперед (знаю случаи в Альпах, когда кресло "догоняет" и бьет по туловищу или по "чайнику").

Еще: если катается команда (группа), то первым поднимается "лидер" (инструктор), самый сильный. Наверху он стоит у схода и помогает в случае необходимости (в том числе дает советы словами).

 Классический случай у меня был в начале марта 1984 года на Эльбрусе. 100-я группа, очень холодно, ветер свистит... Поднимаемся на однокреселке на Гара-Баши (жутко медленная). Мне приходилось выдергивать барышень из кресла, потому что они к этому моменту завершения подъема превращались в сосульку..
Классно катанулись!

На самом деле советов, конечно, можно дать много больше
Вот еще

8. При обгоне на траверсе – это нужно делать обгоняя сверху (человек может резко повернуть вниз). 

9. При прохождении траверса (или по трассе-серпантину) лучше идти по нижней кромке (хотя, кажется, что безопаснее у горы). В этом случае намного проще затормозить или остановиться – уходите к верхней кромке. И кстати, если вам нужно проехать по косому склона из точки А в точку Б, то лучше ехать не прямой, а по дуге – более резко вниз, а потом по дуге наверх. Экономите силы на торможении (за счет ухода вверх).
Если нужно остановиться у человека, стоящего внизу, то останавливаться нужно ниже него, объезжая сзади. Если спереди – вы его засыпите снегом или даже собъете. Если спереди – он может вдруг поехать вперед.

10. Особый контроль при пересечении трасс. Лучше сбросить скорость.

11. Особый контроль при переходе с освещенной зоны в теневую (даже, если тень от дерева), лучше еще до входа сбросить скорость. В чем тут проблемы? 1) от перепада освещение резко падает зрение, слепните, на адаптацию глаз нужно несколько секунд 2) резко меняется структура сколна – в тени сразу более жесткий, до ледяного.

12. Повышенное внимание после 2х часов, особенно в солнечную погоду. Появляются тени, мягкий снег превращается в лед. Знакомая трасса (днем не раз ходили) в тени превращается совсем в другую.

13. Повышенное внимание на простых трассах, особенно на горизонтальном выкате. Не расслабляться до момента полной остановки. Помните: самые простые трассы – наиболее опасные, а самый страшные – наименее опасные. Парадоксано, но факт

Правила простые, их следовать им несложно.

2 комментария:

  1. 13 пункт. Самые простые трассы – наиболее опасные. Не просто подтверждаю, а вдалбливаю эту аксиому своим "самоубийцам". Могу привести, как минимум, 10 фамилий наших одноклубников, кто на этом получил по полной. И парадокса здесь никакого нет. На сложном спуске человек инстинктивно собран, на простом автоматически идёт расслабуха. И вот здесь, на мой взгляд, 2 основных ошибки:
    1- непроизвольное увеличение скорости с потерей контроля стойки, а значит и управляемости. 2- желание слезть с канта и просто поскользить на расслабленных коленях, что при боковом
    попадании на нарытый, даже мягкий снежный бугорок, ведёт к жёсткому падению. Сам на этом покупался и теперь пытаюсь от этого оградить в основном продвинутых и "самоваров". Чайники, в силу своих ограниченных возможностей, этим почти не страдают...

    этим почти не страдают...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть несколько вариантов определения "парадокса", я имел в виде - "истина, которая противоречит традиционному представлению" :-)

      Да, тут все объясняется вполне логически.
      1. На гладком участке падение более вероятно
      2. На гладком участке падение НАМНОГО более травмоопасно

      1. Набор скорости, потеря контроля. Особенно на выкате, в конце для. Снег, подтаявший днем на солнце становится ледом, человек думает, что выкат мягкий, как час назад, едет расслабленно, машет рукой знакомым...
      На пологом склоне намного больше вероятность зацепиться на повороте внутренним кантом горной ноги.

      2. Опаснее. Падение на скорости, и главное - почти под углом 90 градусов на жесткий склон. Тяжелый удар руками и головой - почти гарантирован.
      На крутяке - удар по касательной, снег обычно мягче. Есть опасность покатиться и потом удариться в препятствие, но таких препятствий (камни, обрыв) на трассах в Альпах нет (на Чегете - полно!),

      В пухляке - тем более. Выбираться после падения - тяжело, а падать - даже прикольно.

      Удалить