среда, 22 июня 2011 г.

22.06.41. Самый длинный день, самая короткая ночь


Сегодня – 70 лет начала войны. Много лет прошло, а многих ответов на вопрос о том, что же тогда произошло, нет.
Как мог произойти сокрушительный и быстрый разгром крупнейшей армии мира – Красной Армии?
Как произошло, что после такого чудовищного поражения, страна нашла в себе силы победить?

Я – не профессиональный историк, но все же изучением истории занимался довольно целенаправленно еще со школьных времен. И особенно – историей Второй мировой войны.

Для себя я уже давно понял, что рассказы о неготовности страны к войне и о неожиданности нападения Германии – это советские мифы, ложь для успокоения народа.

Еще давно-давно, в книге "Нюрнбергский эпилог" я прочитал о том, что на том суде немцы отстаивали версию о том, что война с СССР с их стороны носила превентивный характер. Т.е. СССР готовилась напасть, но немцы опередили. Тогда (еще в школе) я это воспринял, как "отговорку", но позднее, анализируя различные сведений и размышляя о причинах событий лета 41-го, пришел к однозначному выводу: СССР готовился к наступлению на Европу. Группировка и развертывание войск были нацелены на наступление и не были готовы к обороне. Встречный неожиданный удар, которым может порой даже легковес послать в нокаут тяжеловеса. Правда, легковес должен быть профессионалом, а тяжеловес просто тяжеловесом…

К такому мнению приходят многие эксперты. Дело за малым – документальных доказательств. А таких доказательств нет. Про план "Барбаросса" все известно, а про наши военные планы – не известно. А ведь для такой наступательной войны должно быть много документов.
Их нет. В многочисленных мемуарах высших военноначальников про такой сценарий – ни звука.

Может быть, и не было планов советского наступления? А может быть, документы уничтожены или еще не раскрыты?

Но как бы то ни было, я уверен в своей версии. Иного объяснения произошедшему у меня просто нет.

В "юбилею" по ТВ идет много передач, в том числе публицистических исследований-расследований. Еще в воскресенье я видел какую-то часть фильма "Роковые решения" Алексея Пивоварова на НТВ. Мне его фильмы по военной тематике давно нравятся. В "Роковых решения" автор с помощью экспертов приходят к тому же мнению, что и я, но при этом также подчеркивают – документально зафиксированных планов наступления Красной Армии нет.

Но в этом фильме я нашел ответ для один не решенный ранее для себя вопрос. Почему же все же наступление немцев было неожиданным даже в тактическом плане? Ну, я понимаю, стратегическое развертывание было нацелено на другие задачи. Но разбудить солдат, по крайней мере, можно было. Можно было поднять самолеты в воздух и держать танки в заведенном состоянии.

Ответ получается такой: Сталин не верил до последней минуты в том, что немцы намерены именно наступать. Он считал, что немцы хотят лишь спровоцировать Красную Армии к началу боевых действий и перейти к обороне. Чтобы КА начала наступление, не завершив (нужно было еще пару недель) подготовку к наступлению. Сталин не хотел начинать наступление раньше времени.

Почему же он был уверен, что немцы будут обороняться, а не наступать? В общем-то, я об этом тоже давно знал, но в фильма "Роковые решения" это сказано четко, на основе документов: группировка Красной Армии в западной части страны по численности людей и по количеству техники в 2-3 раза превышала параметры немецкой армии. А наступать – считала советская военная доктрина – можно только имея преимущество в 2-3 раза…

Впрочем, нужно сказать, что неожиданным наступление Германии было не только у нас. За год до того, Франция тоже не верила, что немцы рискнут наступать.

Второй вопрос: почему СССР устоял и победил.
Немцы неверно оценили уровень устойчивости страны, точнее – советского режима. После сокрушительного поражения первых месяц любой другой режим рухнул бы. Но он устоял.

А дальше уже начали играть другие стратегический факторы. Немцы могли победить только в результате блицкрига. Затяжная война – это уже провал.

Тут стоит сказать, что нам сильно помогла в войне Сербия. Неожиданная для Германии война с Сербией весной 1941 сместила срок наступления с середины мая на пять недель. На те самые пять недель, которых не хватило немцам до начала осенней распутицы и зимы.

В последние годы мне удалось побольше поездить по центру России на авто. И у меня постоянно нарастало удивление: как в отсутствии транспортной системы (сейчас, а что было тогда?) огромные массы войск вообще смогли дойти до Москвы?

Не победив за полгода, немцы были уже обречены. Зажатые между двумя принципиально разными (философия, социальное устройство, развитие экономики), но одинаково "упертыми" союзниками – СССР и англосаксами…

Вот такие соображения в эту самую короткую ночь 2011 года…

P.S. Тема получила продолжение: http://akolesov-travel.blogspot.com/2011/06/22061941.html

2 комментария:

  1. О том, что мы хотели начать войну, почитай Суворова, целая книга об этом.

    ОтветитьУдалить
  2. целиком согласна с предыдущим комментарием, у Суворово очень подробно все описано

    ОтветитьУдалить