суббота, 9 июля 2011 г.

Глобальное потепление. Ледники в горах. Терскол

Про глобальное потепление Земли я слышу уже лет тридцать или более того, но только относительно недавно сам убедился, что все это не простые разговоры. И сам все это увидел на примере горных ледников.

В горы я езжу давно и часто. Но до недавнего времени (до 2002) это был только Кавказ, Терскол. Причем, в основном, зимой (впрочем, был немного в Горной Шории (Атлай), Карпатах, Хибинах, был и летом в Красной Поляне, но давно).

Зимой в Терсколе ледники не очень видны (и как выясняется – их там и не так много), их трудно заметить в снежных условиях. Известно, что верхняя часть трассы "Мир – Кругозор" на Эльбрусе проходит по леднику. Но, честно говоря, понять там, где кончается ледник, а где начинается снежный (зимний покров), я никогода не мог (правда, я там очень редко бывал и бываю). Да и со стороны (с Чегета) это невозможно понять.

Самые известные и видимые ледники в Терсколе – Когутай и "Семерка" на Донгузе (и шапка на нем).

Когутай известен тем, что оттуда сошла знаменитая – крайне редкая, но очень мощная) лавина 9 января 1987 году, говорят, что есть вероятность его облома, так что часть грохнет в сторону поляны Чегет (это может быть катастрофически).

Семерка известна тем, что она красиво и причудливо прилеписал на вертикальную стену Догнгуз-Оруна. Цифра 7 видна и зимой, но еще лучше – летом. Про нее все знают – с нее часто падают лавины, но они очень далеко. Очень интересно: сначала слышен грохот, народ на подъемнике и на склоне сразу начинает смотреть на Семерку – где это конкретно. Сначала виден небольшая лавинка (и становится удивительно – такая маленькая, а грохоту…), потом она увеличивается, выходит на поле у подгожья горы, катится-катится (но очень далеко) и успокаивается. Сколько помню – никогда до озера не доходила. Кажется, это все же небольшие лавины и больше не могут быть – там просто нет серьезных лавиносборников снега (где они возьмутся на вертикальной стене).

Вот и все по ледники в Терколе зимой – их не видно, не до них. На Чегете вообще их нет (это видно летом).

Так вот – в июле 2003 я впервые приехал в Терскол летом, для восхождения на Эльбрус.

Такое восхождение требует подготовки, поэтапной горной акклиматизации (постепенного набора высоты с нагрузкой, поеъемы-спуски примерно на 1 км высотой, но каждый раз на все более высоких отметках. Но это – отдельный рассказ.

Так вот: на третий день у нас был подъем в сторону Когутая (от реки Донгуз-Орун, а с пуск – к Дальним Нарзанам, к Баксану). Оттуда я впервые увидел Чегет с другой стороны и обнаружил, что между Чегетом и Донгузом лежит ледник. Вот тут это хорошо видно по цвету. Льда не видно, он засыпан какими-то серыми каменистыми обломками, но понятно, что это ледник.

Прикольно! Зимой это не понятно, я думал, что это просто земляно-каместные отложения, а это – ледник!
Посмотрите – прямо из него, сверху, прямо из ледника, вытекает целая река (ближе к Чегету – река Донгуз, которая вытекает из озера выше).

И более того, раньше, еще каких-то 30-50 лет ледник заполнял это ущелье полностью, в том числе и узкое ущелье, по которому мы проходим, когда идем со стороны озера Донгуз. Значит раньше озеро было гораздо глубже?
Но тут все это не очень хорошо видно.

Потом (в июле 2003) у нас была первая попытка подъема на Эльбрус. Неудачная – во время штурма началась непогода и вся компанда Эльбрусиады, дойдя уже до Седловины повернула назад.

Потом были два дня отдыха.
На второй мы отправились в ущелье Шхельды (замечательный поход в составе 8-ми дам и одного меня. Самое удивительно, что такое сочетание получилось случайно-закономерно. Сначала собиралась большая команды, с мужиками. Но ребята почему-то под разными предлогами сачканули, а барышни все остались…

Но тут про ледники. В этом месте я уже был, причем зимой, в январе 2001 года. Тогда было очень мало снегу и кататься было скучновато. В результате в один день (еще до Нового года) мы вчетвером поднялись на пик Терскола (это был почти эпический подвиг, поскольку перед этим вечером-ночью мы…)
А потом, кажется, на Рождество большой командой (в смешанном составе, но барышень все равно было больше – они активнее) отправились на Шхельду. Было очень классно.
Это зимнее фото 07.01.01, но снега очень мало.

Тогда я не обратил внимания, уже сейчас (зная кое-что и глядя специально) вот что видно.
Здесь мы стоит на черте поперек ущелья, где в 1930 году заканчивался ледник. В 2003 году там находился пункт наряда погранцов. Там есть мемориальная доска: "в 1930 году тут находится край ледника". Сейчас от этого места до ледника – 1 -1,5 км по морене заваленной камнями (поход тут не так прост).

То, что тут находится географический "перегиб" в ущелье, легко понять есть просто внимательно оглядеться. Вниз идет явно "дикое, натуральное" ущелье – огромный заросший лесом овраг, без какой-либо структуры. А наверх – как будто широкий канал, прорезанный гигантским совком. Так оно и есть, совок – ледник Шхельда, который прочистил ущелье до этого места, а потом ушел назад (потепление климата!). Посмотрите внимательнее и вы увидите высотные отметки, где была раньше поверхность ледника.

Очень интересный ледник – его край, как будто обрублен ножом. И в середине внизу – ледяная пещера, из которой вытерает река.
Пещера огромная, фанстастический ледяные глыбы. Мы заходили туда, красота!

Зимой это можно сделать, а летом опасно – там все время что-то обрушивается. А сверху постоянно падают камни. Небольшие (впрочем, разные), но могут "двинуть" прилично.

Но вернемся к ледникам. Так вот зимой я ничего такого там не заметил.
А летом все видно очень хорошо: ледник за последние 70 лет существенно сократился и уменьшился в размерах.

Потом у нас было повторное восхождение на Эльбрус – удачное!
Когда мы возвращались, с Мира я посмотрел вниз в сторону Крузогора и четко увидел ложе, где раньше был ледник Азау. Этот гребень и зимой видно, но в снегах не очень понятно, откуда он взялся. А летом – все отлично видно и понятно.
Вот настоящая морена – ледник, как гигантский грейдер сделал гигансткую канаву, а потом в условиях потепления ушел назад.

А потом у нас еще была большая коллективная вылазка в ущелье Адыл-Су. И тут я тоже увидел следы потепления на примере ледника, который висит над ущельем со стороны Главного Кавказского хребта.

А через 9 месяцев, в марте 2004 я отправился на лыжах в Шамони. И там увидел настоящие ледники. Не в обиду будет сказано – не Терскольким чета, покруче… Они видны и зимой, причем видны классно…

Но об этом потом…

1. Вот: http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=5465
    Интервью с моим институтским однокашником. Раскрою секрет. АИ - это Петя Израйлевич. Замечательный человек и ученый. Работает в Университете Тель Авива. Должность что-то вроде ведущего научного сотрудника. Очень трезвый взгляд на т.н. проблему глобального потепления и на многое другое.

2. Наверное, тут проблема во мне, но я не очень понял в приницпе, о чем эта статья и что Петя хотел сказать.

То, что глобальное потепление идет последние 70 лет (как минимум столько времени, и во всяком случай в верхней половине Евразии) - это медицинский факт. Этому показатель - ледники в горах, отступление кромки ледяного покрова на Севере.

Обрати внимание.
    Никто (и в том числе) не говорить на сколько потеплело. Может быть, на 0.5 град, а уже получился такой эффект. На сколько - это другой вопрос.

И еще более другой вопрос - причина и насколько постоянен этот процесс.

Возможно причины техногенные, но, скорее всего, ествественные процессы Земли, циклические.

Это как с Каспием. В 60-70-е годы уровень его падал. Имеено это было один из оснований для "поворота северных рек".

Но пока проектировали и уже начали строить что-то, уроверь стал повышаться. Пришлось срочно начать проектирование и строительства дамб на Каспии. Во многом потому и проект "поворота" закрыли.

Тут были явно природные процессы (тектоника и пр.)

А вот Аральское море фактически исчезло. Может зона водосбора сократилась, но скорее всего тут были все же техногенные причины - орошение...

Уроверь Мертвого моря тоже падает (сам, наверное, видел). Почему? Трудно сказать, но падает.

3. Интересная статья, до меня наконец, дошло, что это за прямой гребень в долине Азау под моими лыжами - у кого не спрашивала, никто ничего членораздельного сказать не мог. А тут очень наглядно.