воскресенье, 10 июля 2011 г.

60-летие 12-й кафедры МИФИ. Ч. 3. 29.06.2011. Визит 1.0


Продолжение записей по теме "60-летие 12-й кафедры МИФИ"

Предыдущие записи:

Ч. 1. Вступление, история 

Ч. 2. Мои комментарии по поводу

(этот пост на ФБ: https://www.facebook.com/groups/alumnimephi/permalink/1014936148900343/)

Торжественное собрание было назначено на 12:00 29 июня. Но у меня образовалось важное мероприятие утром. Причем, самое обидное, оно не состоялось, я приехал на прессуху и тут оказалось, что на перенеслась на вторую половину дня, а организаторы забыли предупредить.
Короче, я приехал в МИФИ уже почти в 12:45.

Припарковался у ПНИ (Пивная Напротив Института), которые теперь выглядит так, тут находится ресторан "Гуэль" (был я в парке "Гуэль" в Барселоне), как-то не очень похоже. В последний раз я тут был с Витькой Зверевым (и еще с…) зимой, возможно, 1983 года… Почему-то именно тут мы решили "культурно выпить" после катания на лыжах в Нижних Котлах. Уже тогда тут была обстановка с претензией на ресторан (и "слупили" с нас деньги за бутылку портвейна, которую мы принесли с собой". Кинотеатр "Мечта" функционирует.






Уже много последних лет, проходная на территорию тут, у ворот (в наше время – на входе в корпус). Велопарковка есть, но явно маловата (я видел велопарковки в Кембридже, Англия, это парковки). И главное – явно не там, где нужно. Велопарковкая должна быть ВНУТРИ территории, можно у каждого корпуса, где есть вход.
Понятно почему так сделано – так удобнее охране. Как обычно: люди для охраны, не охрана для людей.

На вахте – молодые военные "бойцы" в чине сержанта. То же самое – бюро пропусков. Я бы не сказал, что пропускной режим серьезный (паспорт не спросили, бумажку не выдали). В наше время на вахте стояли "бабульки" (во всяком случае – дамы). Не сказать, что было очень строго (можно было спокойно пройти по чужому студбилету), но в целом, думаю, не хуже, чем сейчас.
Неужели нашей армии и молодым бойцам нечем другим заняться?







В 50-х МИФИ размещался (по крайней мере большая его часть) у Павелецкого вокзала, на ул. М.Пионерская (вместо него туда въехал МИЭМ).
В 1962 было введен в эксплуатацию новый институтский комплекс на Каширском шоссе, специально спроектированный и построенный. Стиль тех лет четко виден – светлый облицовочный кирпич, малоэтажный (4 этажа)…


Возможно, я ошибаюсь, но это один из немногих примеров в СССР (возможно, после МГУ) полностью спроектированного большого комплекса под ключ, включая всю инфраструктуру, в том числе столовая, студгородок, дома для сотрудников, медсанчасть, кинотеарт, кафе и пр.
Я был и в других "построенных" вузовских комплексах, что я видел – слабее.
Очень хорошо, что он был невысоким, это отражается градостроительный стиль (очень правильный, на мой взгляд) тех лет. Хотя, конечно, недостатки были. Например, большие аудитории 4 этажа главного корпуса выходили на солнечную сторону – жарко и слишком светло (надо было на сервер их вывести).

В 70-х институт расширялся – появились большие аудитории А-100 и Б-100, потом – внутри территории огромный комплекс новой столовой).





По понятиям 60-х, это место было дальней окраиной Москвы. Фактически в "деревне", в поле, был выстроен целый средмашевский микрорайон: слева от шоссе – средмашевские конторы (МИФИ – первый, потом "за забором", "за двумя заборами"), справа – жилой комплекс.

Пойма Москвы реки. В сторону к центру – деревня Дьяково, дальше Коломенское. Это место Каширки называлось "Садовники". Сплошные яблоневые сады. В мае выходит из метро (оно немного на высотке) – кругом бело-розовое море до горизонта.

Но добираться туда было поначалу непросто. Мой брат Сергей (собственно, я пошел в МИФИ по его следам, спасибо!) учился на 12-й кафедре (заканчивал на 29) с 1965 по 1971. Дорога от Преображенки (4-я Граджанская) занимала 1.5 часа в одну сторону (а он-то почему туда пошел?).
Он ездил или автобусом от "Добрыниской" или по ж-д до "Москворечья".
Метро (тогда до "Каховской"), сделали, в 1968-69 гг.
Я добирался за 55-60 мин от дома. 35 минут в метро, одна пересадка. Очень удобно: я за это время делал домашние задания к первой "паре" (семинар, лабораторка). На первой паре делал задания для второй... Я эту технику отработал еще в 444 школе: 25 минут на трамвае…

Нынешнее Каширское шоссе строили в 1970-72 гг. Кажется, это было первое современное шоссе в Москве (уже потом, например, Щелковское), да и за Москвой (оно и сейчас одно из лучших).
От метро до института – две автобусные остановки или 10-15 минут пешком. С левой стороны – поля и сады, справа – натуральная деревня (ее снесли только в 72-73 годах).

В общем, такое "автономный" микрорайон. Но "гулять" там было негде (фактически только ПНИ и "Торговый центр", но это – домашний вариант). Пить пиво отправлялись в центр. Чаще всего – на Абельмановку (такая же типовая "стекляшка", как ПНИ, - их полно по Москве, но настоящий "пивной бар"). Такси стоило около 1 руб. (10 коп. за 1 км, но потом повысили цены до 20 коп). На 3-4 человек – нормально. Стипендия была сначала 45 руб. (в МИФИ была "повышенная" степендия, такую получали только "ключевые специальности" в стране), с сентябре 1972 - 55 (была проведена некоторая реформа порядка выделения стипендий и повышение, по стране в целом), а с 5-м курсе - 60. С подработками получалось 60-90 руб. Притом, что молодой инженер получал 120-140.

Очень модно у жителей общаги было тогда отправляться "гулять" в Домодедово (ресторан в аэропорту работал с небольшим ночным перерывом"). Но я, надо сказать, ни разу в такой вояж не отправлялся: жителям Москвы было удобнее "отдыхать" через центр.

Второй этаж главного корпуса – ректорат. "Отцы-основатели" МИФИ. Коридор второго этажа в сторону корпуса "Б" (пошел сначал не туда).



Время уже 13:00. Аудитория А-100 (душновато). На презентацию завкафедрой опоздал. Идут "приветствия". Выступает и.о. завкафедрой 29 И.О.Атовмян (при мне был завкафедрой был Ю.Н.Федосеев, после его смерти в 2002 - Атовмян).


Потом пошли фотографироваться.

"Отцы-основатели" – Хетагуров и Атовмян



Вот общее фото. Сначала Хетагуров и Атовмян – в стороне, но потом присоединились.





Отсюда все пошли на кафедру.

Продолжение следует! http://akolesov-travel.blogspot.com/2011/07/60-12-4-29062011-20.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий