пятница, 13 августа 2010 г.

Шуя-2001. ч.3. 15-16.07. Шотозеро

Продолжение отчета. Предыдущая (2-я) серия тут.
Полный отчет здесь:
=============================
 Итак: вечером 14-го грузимся на вечернюю жд-лошадь и отправляемся на восток... А до куда ехать?

Я уже писал в начале: Шуя хороша в плане сплава. Но у нее есть еще одно важное достоинство, которого нет у очень многих маршрутов: удобно добираться, есть разные варианта старта и финиша.

Река состоит из двух частей: верхней и нижней с точкой пересечения на Шотозере, поселок Новые Пески. Мне кажется, что верхняя часть заметно интереснее, и по порогам и по стоянкам.

Откуда можно стартовать.
1. От прямо от Суоярви (или немного севернее), пройти по озеру на сервер и войти в Шуя, где она вытекает.
2. В месте, где она выходит из озера (мы так ходили в 1989).
3. У моста между Хаутовара и Суоярви. Раньше (до 1981) так и ходили, т.к. это место было не в погранзоне. Причем нужно было ехать до Хаутовара (Суоярви было уже в зоне), оттуда до реки 4 км. В 1981 году мы так и стартовали, причем поезд сделал остановку прямо на мосту (! по просьбе пассажиров, вполне официально – народ ходил к диспетчеру в Петрозаводске, он дал команду "сделать остановку на мосту", такое практиковалось). Наш вагон встал прямо на мосту, слезать было непросто. Выгрузилось сразу несколько групп. Потом мост попал в погранзону, наступил "облом". Потом зону отменили и можно было добираться и от Суоярви (там можно найти машину).
4. От ГЭС в Игнойла. От ж-д там далековато (кажется 10-12), нужно ловить машину. Вариант не очень хорош, потому что пропускается красивый (с хорошими порогами) верхний участок.
5. Новый Пески (там мы ходили в 1995 году). Отсюда начинается нижний участок. Дальше идет уже Матросы, то оттуда идти не имеет смысла
6. Сяпся. Тоже вариант (наши ребята так ходили). Сначала на Сямозере, потом по Сяпсе в Вагатозеро.

Где можно сниматься
1. Новые Пески (так мы уходили в 1989, пройдя верхнюю часть). Станция ж-д рядом с берегом.
Матросы – наиболее традиционный вариант, отсюда автобусом или машиной.
3. Виданы – до автобуса 1 км пешком
4. Чална - меньше 1 км до ж-д (так я уходил с Дусей в 1995 году).
5. Дальше имеет смысл, если с Шуи уходить по протоке на озера и там еще стоять-плавать (так наши ребята заканчивали уже без меня-Дуси поход в 1995)

Вот такие варианты. А как идем мы сейчас, в июле 2001?

Идем от Новых Песков, с Шотозера.
Почему так, ведь верхняя часть интереснее?

Кажется, так было решено из-за Гарика (он – главный!). Дело в том, что Гарик и Ленка шли на 3 или четыре недели, а остальные – на 10 дней. У Гарика через неделю была встреча со второй командой, внизу Шуи (Гарик так часто ходит – со стыковкой).
Собственно он изначально планировал от Шотозера, а мы лишь присоседились. И идем – до куда получиться.

Итак, нам выходить в Новых Песках. Приехали – ночь, но довольно светло (север, белые ночи).

За два раза добрались до берега (там не больше 500 метров, по тропинке через лес).

Что дальше – честно говоря, не помню. Возможно, встали на короткую ночевку, утром быстро собрались и поплыли. Возможно, сразу собрались и поплыли до стоянки. Ночью довольно светло, и плавать по Шотозеру ночью лучше – меньше ветер и волна.
Волна – проблема на любом озере, а на Шот – особенно. Оно мелкое и широкое, а ветер бывает приличным. Поэтому по нему часто специально ходят именно ночью (ветер стихает). Мы так ночью переходили его в 1989 году от Содера (где впадает Шуя) до Н. Песков.

Стоянок на северном берегу Шотозера (на южном никогда не стояли, там не очень хороший берег) полно.
Не помню, но скорее всего мы прошли на лодках вдоль берега несколько км и встали уже не очень далеко от выхода Шуи из озера.
Причем встали на дневку, т.е. приплыли утром 15-го, 16-го стояли, 17-го двинулись дальше
Вот как было дело на стоянке на Шотозере

Наша стоянка в небольщом заливчике. Девушки пошли купаться. Тепло, солнце, песок (изумительный!). Но только берег ОЧЕНЬ пологий! Чтобы искупаться бырышням предстоит пройти немалый путь.

Еще метров 100 м и будет по пояс, но не всем.

Барышни во главе с Гариком чистя рыбу. Слава богу, ее немного. Лена Давыдова учит нас поднимать тонус

Женская команда (в полном составе, считая собак) поднимает тонус "клюковской". Спаянный экипаж "Зорьки-2" - Андрей и Дуся. Отдыхаем, завтра сплав.