Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

вторник, 3 апреля 2012 г.

Куда ехать перед Новым годом? Все же в Терскол, видать…И по поводу снежной обстановки на Чегете

Мой раздел "Горные лыжи" – тут
Да, с Родиной все же расстаться нельзя…

Хоть я и нашел, "европейскую замену" Терсколу – Шамони – но все же "хоть похожа на Россию, только все же не…" (см. http://www.visual2000.ru/start.php?pathfile=travel/locations/fr_chamonix).
И дело не в "России", а в том, что любой место имеет свои плюсы, которых нет в другом.

Опять же местная кухня… (вот как раз недавняя запись по этому поводу - http://akolesov-travel.blogspot.com/2012/03/blog-post_26.html).

Вчера задал вопрос по поводу обстановки в Терсколе в ЖЖ-сообществе (http://mountains.livejournal.com/1101912.html), получил ответы – все Ок, восстановилось.
Позвонил терскольской этажерке, у которой я живу последние годы, она ответила – приезжай!


Так что в декабре – как обычно в разминочный тур в Терскол (числа 20-го, на неделю. Кто хочет – присоединяйтесь!)

В этом сезоне разминка проходила на "запасной базе", в Шамони (см. http://akolesov-travel.blogspot.com/2012/01/blog-post_10.html). И должен сказать, что в Терсколе, все же было бы лучше.

Поясню, почему.

Основное преимущество Альпы – лучше катание. Конечно, на Чегете, тоже есть свои плюсы, но в целом, катание в Альпах намного лучше (больше, разнообразнее, гарантированней).

Но для "разминки" Альпы показали себя не осень хорошо. Это было перед началом рождественских каникул, "первый снег". Зона фактически еще только открывалась, народу мало.
Но и трасс было мало.
Правда, возможно, повлияла погода (как раз накануне, числа 15 декабря) начал валить снег и шел всю неделю, но, кажется, главное – не погода, а план подготовки склонов.

Получалось так: в 16-го работал 10% трасс, а к концу недели (когда нужно было уезжать) – 70-80%, через день – все 100%, наверное. Белая Долина вообще не работала фактически.
Потому что народу было мало, жизнь началась с ихнего Рождества.

Так что в плане катания преимущество Шамони было миниальным. А цена – в два раза дороже, неделя в Терсколе – от двери дома и обратно – получается около 20 тыс.р., Шамони (один) – 40 т.р.
Да, и с доступом в Интернет, сейчас в Терсколе не хуже (бесплатный WiFi в холле ЦВТБ).

Но по ходу обсуждения в ЖЖ, возник вот какой вопрос – по поводу наличия снега. Вот что мне написали:

"Но если собираетесь в декабре, предупреждаю, что снега скорее всего будет мало, кататься можно только на второй очереди подъемника"

Я не согласен в такой оценкой. И вообще – главная проблема Чегета, это отсутствие не снега, а людей.
Поясню.

По моему пониманию (все же с 1976 года там катаюсь), снежная ситуация в целом там выглядит так.

Первый основной снег выпадает осенью (ноябрь), и как он ляжет, таким и будет, в целом весь сезон, до марта.

Разумеется, в январе-феврале подсыпает, порой "ой как!" (вспомним знаменитые январские снегопады – два по неделе – в 1987, когда сошла лавина с Когутая, всех эвакуировали), но в целом – "как лег в ноябре". Проблема тут еще в том, что то, что подсыпает потом, легко сдувается с горы.
Хотя, еще раз скажу – бывает, что подсыпает сильно (как это было под Новый 2000 год - ), но все же это больше исключение.

А серьезно подсыпает (по-новой засыпает) во второй половине марта, весенние снегопады. В начале марта, кажется, -все катание закончилось. А тут как сыпанет! Причем – почти гарантированно.
Так что знатоки вопроса изначально планируют поездки на конец марта.

Но последние годы (отток туристов) четко обозначил главную проблему Терскола – малолюдье.
Раньше мы горевали по поводу обилия людей (жуткие очереди на подъемниках), а теперь – по поводу их отсутствия.
И дело тут не в недостатке общения (хотя тоже), а в проблеме со склонами.

Чтобы гора жила, за ней нужно ухаживать и кататься. Это особенно важно для Чегета, который "ухаживается" с помощью катания. Трассы раскатываются (по сути – обрабатываются, формируются) лыжниками. Ручная, точнее "ножная" обработка склона… Не бездушные ратраки…

А если их (людей) нет, то гора приходит в запустение.

Это особенно хорошо видно как раз в декабре, когда народу просто нет.

В декабре 2010 (отчет тут: http://akolesov-travel.blogspot.com/2011/03/25-29122010.html) до низа катались, но с большим трудом . И причина была не в отсутствии снега, а в том, что ниже "Ай" склон "застыл", превратился в жесткую ледяную корку.

Получается такой парадокс: народ не катается по горе, потому что никто там не катается.

Это очень хорошо видно на примере трассы Юга (кстати, она тоже пришла в запустение, и даже многие нынешние "знатоки" Чегета про нее не знают вовсе).
С ней ситуация обычно выглядит так.

Падает снег, там никто не катается (не до нее). Снег заканчивается.
Можно ехать. Но ехать там непросто, поскольку не раскатано. Причем это и не очень целина, структура покрытия сильно меняется по трассе (в отличие от Севера, там холоднее, нет солнца, снег ближе к целине).

А если сразу Юг не раскатать, то через 3 дня он превращается в жесткий, крайне неприятный наст.

О пока его народ лыжами не "разобьет" (а для этого нужно, чтобы спустилось, как минимум человек 30-40) или опять солнце не растопит и не подсыплет снега, ехать тут невозможно.

Все это было очень хорошо видно в конце декабря 2010, в мой последний визит.
Я в первый же в завершающий спуск сунулся по Югам.
Наверху было вот так:



А в Нижней Мульде – вот так (это – не целина, мокроватый снег с коркой наверху).



На следующий день я пошел вниз от "Ай" по центру. Фото нет, но это был тоже "атас" – жестко-ледяная корка,…

На что уж я всегда вниз на лыжах хожу, но в какой-то день даже поехал (кажется, 2-3-й раз за несколько десятков "заездов" в Терскол) вниз на подъемнике. Крайне тяжелый склон, противный.



Кроме того, отсутствие народу – отсутствие следов, обозначенных трасс. Народ там банально может заблудиться (особенно на Юге), уехать "не туда", попасть с лавиноопасную зону.

В начале 2011 года на Юге погибла команда, я писал по этому поводу. Конечно, однозначно сказать сложно, но 100% - это вина местной спасслужбы, и на 50% ребята банально заблудились, ушли не туда. Я об этом написал еще тогда подробно: http://akolesov-travel.blogspot.com/2011/02/blog-post_09.html.

Короче говоря, раньше проблемой Чегета был избыток народа (очереди на подъемниках), сейчас – его отсутствие. Гора становиться некатательной.
Как лес или поле, если там народ не ходит, тропы зарастают, ходить тяжело, можно заблудиться и пр….

Ну, ладно, значит, в декабре – на Чегет!

Комментариев нет:

Отправить комментарий