пятница, 21 сентября 2018 г.

Воспоминания о моем опыте общения с аналоговыми вычислительными устройствами

Друг-профессор Серега прислал фото и письмо:

Ты не знаешь, что это? Электроинтегратор, но мнения разделились, какой именно
Мы эту штуку нашли у себя на кафедре (МГУ). Делаем музей Аналоговой техники


Я ему написал в ответ:
=============================================
Позови как-нибудь посмотреть!
Я же - как известно - крупный (из живых) знаток :-)


На нашей 12-й кафедре МИФИ(ключевой - от нее весь факультет "К" пошел) был в начале 1970-х целая лаборатория АВМ (аналовых вычислительных машин), три семестра читали лекции (два семестра - АЦМ, третий - АЦВМ, аналого-цифровых), лабораторные работы. Рулили этим направлением семейная пара Огородовых: Юрия Владимирович и, еслн не ошибаюсь, Ирина Константиновна. Юрий Владимирович запомнился еще тем, что в сентябре 1974 он был нашим начальником на картошке, в МИФИ отправляли именно пятикурсников (последний учебный семестр) и отношения студентов с преподавателями были такие более "равноправными".

Из всех трех семестров запомнились только лабораторные работы (лекции читал муж, а вот лабы - жена), которые выполнялись с помощью вот такой АВМ - Мн-7, и нашел рассказ о ней

 
Но это не интегратор, а именно ЭВМ, помню, что она умела умножать с помощью операционных усилителей.

Наверное, начало 1970-х - это уже начало спада популярности идеи аналоговых вычислительных устройств. Нас тогда еще учили, что ЭВМ бывают двух видом - ЭЦВМ и ЭАВМ, но уже через несколько лет упоминаться про ЭАВМ как-то перестали вспоминать, и укоренилось тождество ЭВМ = ЭЦВМ.
Вопрос: почему же уходящей теме АВМ было уделено целых три семестра? Я думаю, что в те годы учебные программы вузов по специальности ЭВМ сильно оставались от реальных дел в вычислительной отрасли (в том числе и советской, которая в свою очередь отставала от западной) и новых курсов по современным ЭВМ-делам еще просто не было, а по АВМ были вполне отработанные курсы.

Но самое удивительно, что уже познакомившись после МИФИ с современными вычислительными средства и даже реализовав передовой по тем временам проект на мини-ЭВМ, потом через 4.5 года после окончания МИФИ, перейдя из "в/ч" в ПНИИИС я столкнулся с аналоговой вычислительной техникой на практике.И на собственном опыте убедился в ее эффективности: лаборатория благодаря этой техники получала очень приличные ресурсы в виде этилового спирта, "технической валюты" советских времен.

Итак: у Вени (Вениамин Соломонович Зильберг, хороший мужик, зав лаборатории моделирования гидрогеологических процессов ПНИИИС Госстроя РСФСР, к.г-м.н, к которому я пришел на работу в 1980м) был классный Интегратор!

Я когда пришел к нему в сентябре 1980, то сначала занимался "вводом в эксплуатацию СМ-1" (3 месяца работы пуско-наладочной бригады из Орла, с завода УВМ им. Руднева).

Кроме Интегратора у Вени в лаборатории еще полно "деталей электроники" (коробки с резисторами, емкостями, измерительные приборы и еще полно барахла), которые были на его балансе. Он все это хозяйство спихнул на меня, я стал материально ответственным за все "материальное хозяйство лаборатории".
Это было мощная "школа жизни", которая сильно пригодилась по всей жизни, особенно, когда я стал ИТ-журналистом, и стал, в том числе большим экспертом в области документооборота.

Благодаря "матответственности" я научился вести учет, отчитываться, писать заявки, проводить списания и пр. Постоянно контактировал с замдиректора по хозяйству, с нашим складом и пр. И, конечно, получать и списывать спирт (который я полностью отдавал Вене, это был реальный "золотой запас" лаборатории, которые в некоторой части - но только частично - потреблялся и коллективом лаборатории).

В начале 1981 Веня начал подготовку моделирования какого-то объекта на Интеграторе. Они почти месяц собирали там схему...
Решали банальную стационарную задачу (на интеграторе -только коммутация сопротивлений).

Пока они коммутировали, я написал программу решения задачи на СМ-1 (32 Кб оперативной памяти!!!), что-то вроде 20*20 точек.
Посчитал и показал Вене. После чего Интегратор был оставлен в покое и стали считать на СМ.
Но Интегратор стоял еще много лет, так как на него выписывали по 3-4 литра спирта, чуть ли не ежемесячно...

Ровно то же самое повторилось в 1983 году с Атоммашем (там приключились большие проблемы с подтоплением - началась деформация фундаментов). Дзекцер (заведующий конкурирующей с Веней гидрогеологической лаборатории)тогда собрал человек двадцать по всему институту считать по аналитическим формулам

В том числе он у Вени арендовал нескольких человек. Я тогда написал первый вариант Аналита, чтобы посчитать это (первый вариант считал по готовым таблицам, а потом я уже сделал настоящее решение уравнений). Короче говоря, быстро посчитали за всех 20 человек, но Дзекцер еще несколько лет отчитывал, что "считало полинститута".

А с СМ-1 было вообще удивительная история. Самое любопытное - как Веня смог ее получить. Ведь это ж нужно было через Госплан и пр...

А дело было так.
Один Мужик в одном НИИ (на Варшавке, я хорошо знал эту контору) сделал Докторскую - решение задач динамики Методом Монте-Карла (я и тогда не мог понять до конца - как это, но именно так).
И для этого разработал Аналого-цифровой комплекс, который состоял из СМ-1 (управляющая часть) и какой-то аналоговой штуки (вроде той, что у тебя на фото), которая собственно "бросала кости".
Это комплекс должен был быть реализован в двух экземплярах (насколько я знаю - я общался с тем мужиком, ни одной задачи не было решено). И один такой комплекс Мужик отдал Вене в качестве внедрения.
Так из военного НИИ новая СМ-1 попала к Вене, и под нее он меня и взял на высокооплачиваемую должность завгруппы, когда я решил линять со своей в/ч (где старшим инженером получал больше) (!)

Но самое любопытное: спустя года два этот Мужик заставил Веню забрать и аналоговую Штуку (ему нужно было ее куда-то сбагрить).
Она было довольно здоровой и стояла в моем же "зале" (с СМ-1).
(вот тут на фото - она у стенки стоит)



Но на нее тоже успешно выписывали спирт...

Веня тогда (это был уже 1983 год) предлагал мне писать диссер по "аналого-цифровому моделированию", но это была явная туфта. Тем более, что Мужик из НИИ после защиты докторской забил на эту тему - он сам отлично понимал, что это белиберда..

В ответ на эти мои воспоминания друг Серега написал:

Этот интегратор (см. фото в начале) притащили из Питера из ГГИ, когда уже наступала цифровая эра. Он так и не работал у нас. У нас есть кусок БУСЭ 70 (Блочный универсальный сеточный интегратор), ну и пара моделей ЭГДА. Был у нас в свое время МСМ -1 (малая сеточная машина наверное расшифровывается), но его отдали в свое время в Политехнический.
А еще есть ИСКРА - одна из первых российских персоналок. Вот такой небольшой фонд.
 

Что касается твоего Мужика - так он хоть денег не много потратил. А во ВСЕГИНГЕО в 70-е был проект ВЕГА - аналогово цифрового моделирования. Такая штука, что решение должно происходить на аналоговой сетке, а вот управлять им (рассчитывать сопротивления сетки) должна была ЭВМ. Был создан целый отдел, набрали молодых специалистов, лет 5-7 (я так думаю) пудрили мозги, что будут считать, но по моему ничего и не сосчитали...Плетнев и Семендяева написали программу TOPAS, и ВСЕГИНГЕО начало считать численно, а проект ВЕГА потихоньку умер.
Такие дела


Комментариев нет:

Отправить комментарий