пятница, 25 августа 2017 г.

#ВелоЭстония. Золотые петушки на шпилях: в Эстонии и в Подмосковье. И на берегах реки Нарва


Оказывается сказка Пушкина – это вовсе не сказка, а быль!

Ну, про основную мысль его великого произведения ("держи данное слово" – царь ведь не выполнил обещание, данное ученому, и "не стоит старикам связываться с молодыми девицами") – это было понятно всегда (что это истинно).

А вот использование петушка в роли разведчика-дозорного – это, конечно, двести лет назад выглядело именно несбыточной мечтой. Конечно, известно, что гуси спасли Рим, но все это были не дозорные, которые отслеживали происходящее на дальних границах, а просто пассивные местные сторожа (пока на них ногой не наступишь, они не проснутся).

Во время нашего недавнего велопохода в первой половине августа первого такого Петушка в Тарту на шпиле главной башни собора Яана (как я пониманию, "Ивана" по-нашему).

(очень жаль, что мы осматривали город вечером, после 19 часов собор уже был закрыт и нельзя было подняться на башню, чтобы увидеть город сверху).



 


Но приглядевшись внимательнее, я увидел, что и другие шпили собора увенчаны не очень обычными символами.




Даже крест выглядел как-то необычно – это был явно какие-то не "церковный крест", это было похоже на Мальтийский крест.

Следующий петушок встретился ровно через сутки, вечером 9 августа. Мы встали на ночевку за поселком Калласте (раньше он имел статус города, это и раньше был русскоязычным местом, он таковым и остается сегодня), примерно 4 км севернее, на берегу Чудского озера (в жизни не видел такого "мухинского" места (не комаров и мошкары, а именно каких-то мелких мух).
Дорога с трассы поворачивала к местному кладбищу, у которого, разумеется, был храм (причем, как мне показалось, заброшенный). Наверху был петушок, правда не золотой, а железный. Но очень симпатичный.




И, наконец, заключительный петушок встретился в Нарве, но тут было любопытная особенно – над петушком был еще крест, небольшой почти незаметный издали, но все же крест.




В России я никаких петушков на наших церквях никогда не видел. И не слышал про такое.

Правда, на прошлой неделе, в подмосковном селе Молоди, я увидел нашего местного петушка.
Но это была не церковь, он сидел на трубе одноэтажного домика.




Откуда взялись петушки на шпилях храмов Эстонии?
Местные жители сказали, что петушки использовали со времен Лютера, чтобы отличать протестантские храмы от католических. Но эта версия оказалась не очень верное.
Вот какое объяснение я нашел в Интернете:

Обычай украшать указатель направления ветра фигурой петуха берет свое начало с IX века (для храмов в честь Святого Петра)
Кроме того. в XVI веке на католических и протестантских храмах чаще всего устанавливали флюгера именно в виде символа бдительности – петуха. Известна даже папская булла XI века, предписывающая устанавливать на церковных башнях флюгера в виде петухов как символа суверенности
церкви. Старейший из «церковных петухов» был установлен в 820 году на одной из церквей Милана.

Еще я прочитал где-то, что в одних странах петушками отмечали католические храмы (чтобы отличать от протестантских), в других – наоборот.

Какой вывод можно сделать из всего этого?

Дадон, герой сказки Пушкина, был, судя по всему, не православным царем...

P.S. А вот как выглядят современные "сторожевые Петушки": Этом берегу реки Нарва (или НарОва?) – эстонский, на том – российский.




1 комментарий:

  1. Даже странно слышать от немолодого почтенного человека такую глупость, как "не стоит старикам связываться с молодыми девицами") – это было понятно всегда (что это истинно)". Известная пословица говорит: "Седина в бороду, а бес в ребро!" Почему бы и не порадовать немного себя любимого?

    ОтветитьУдалить