Знакомая (напарница по работе) опубликовала вчера в ЖЖ фотоотчет о своей летней прогулке в московском Парке Горького (культуры и отдыха). А у меня само назнание "Парк Горького" с некоторых пор сразу вызывает одно воспоминание. Нет, не пиво с друзями, не прогулки с барышнями и не кубинские танцы на открытом воздухе на берегу Москва-реки (хотя все это тоже было, хотя надо сказать, что Парк Горького никогда не занимал ведущего место в моей жизни, которая больше проходила в других местах – Сокольники, ВДНХ…).
Дело было в конце февраля 2003 года, в Скалистых горах, в районе Summit County, штат Колорадо, США.
Это была моя третья зарубежная горнолыжная поездка. До этого практически вся моя г-л жизнь (с 1976) прошла в Терсколе, Приэльбрусье (Чегет и совсем немного Эльбрус). Но в январе 2001 я точно понял – "все – пора знакомиться с зарубежным опытом!".
Дело в том, что мы, советские чегетовцы, были всегда уверены, что Чегет – это очень круто. Или даже "самое крутое в мире". Да, у нас тут "сервис" не тот, подъемники не очень быстрые, зато – мы тут катаемся на самой крутой горке, и мы сами – самые крутые… В общем - дешево, но очень сердито!
В общем, такие типичные советские иллюзии, которые у многих наших сограждан и сейчас цветут полным цветом…
Короче, в январе 2001 я решил начать изучать зарубежный опыт, но с одним четким условием – я буду ездить на самые-самые горки (как-то слово "курорт" у меня все же не очень вяжется с катанием, временами, когда ничего не видно и появляется мысль "скорей бы вниз"). Чтобы сравнивать Чегет именно с лучшими…
Тогда я решил не откладывать дело в долгий ящик и решил начать как раз с Колорадо. Взял билеты на март, но потом пришлось их сдать – по серьезным семейным обстоятельствам.
Поэтому первая зарубежная г-л ходка состоялась в январе 2002 в Церматт (Швейцария). Это было сильно, но все же не очень классно (основная причина – там было тогда очень мало снега и был еще личный душевный кризис,). Точнее, там было здорово, но Чегета Церматт не заменил – не было фрирайда (но заменил с лихвой в 2012 году, когда была и отличная компания, и снегу полно). В общем, я тогда решил "Церматт – Церматтом", а "Чегет – Чегетом..."
Сомнение в ограниченности "Европе" почти полностью отпали во время следующей альпийской ходки, в Майерхофен (Австрия), в январе 2003. Там уже была и подходящая компания (терскольская), и снегу было полно с разной погодой. В общем, оттянулись..
А еще через полтора месяца я полетел с лыжами через океан в Денвер.
Об этой поездке я еще тогда начал писать полный отчет, но сделал только процентов на 40, что можно считать очень неплохим вариантом - Колорадо (США) 21.02-05.03.2003 г.
Там мысли о том, что "Чегет – это самое крутое", ушли навсегда… У меня было ощущение, что я там "нарайдил" за 10 дней не меньше, чем на Чегете за три десятка лет. Там я увидел на личном примере, что такое "бугры" – это когда идешь по ним не 200-300 метров, а по 3-4 км и когда от них уже тошнить начинает…
Это центральная часть Summit County, тут видны четыре зоны, в центре (правее)- городок Фриско. "столица"
Короче. Summit County – это самый высокогорный район Скалистых гор и один из самых известных курортов США (конечно, не только зимних, но и летних). На восток от Денвера по федеральной дороге 70, всего 150 км от аэропорта Денвер, а от самого Денвера еще ближе. Тут, в округе, находится около десятка г-л зон, каждая из которых – ОГРОМНАЯ. И Vail – это, помнится, самая большая.
А нас в России, лыжи в Колорадо, ассоциируются, кажется, в основном с названием Аспен. Это тоже классный район (катался там в 2007 году), но он все же дальше в горах (еще 150 км) и там зон поменьше (четыре). В Аспене есть аэропорт, но небольшой, только для самолетов до 100 человек. А в Вейле есть настоящий аэропорт, для тяжелых больших самолетов.
В общем, Вейл в США более массовое и доступное место. И классное!
Во время 2-й мировой тут и в Аспене в 1942-45 годах проходила подготовку 10 горная дивизия, которая воевала в Италии, в том числе в Альпах. В военном лагере в Summit County пошли подготовку 15000 бойцов.
Обратите внимание: солдаты отрабатываю САМЫЙ важный элемент горнолыжной техники - "разворот махом" (на месте на 180 град)!
В Аспене и в Ski Copper установлены памятники бойцам-горнолыжникам
Это фото из Аспена. У меня тоже такое есть, оно проведено в записи Аспен и памятники горнолыжникам в нем, но это я нашел в Интернет с любопытным комментарием. Не все знают историю...
Вот несколько фото и картинок оттуда. Это - Arapahoe Basin
(Arapahoe - название индейцев, которые тут обитали, Basin - миска, название горного рельефа в виде огромного Цирка, Bowl - чаша, поменьше, чем Basin, оба варианта - очень характерные элементы тех гор, часто встречаются в названиях).
Можете увеличить картинку крупнее (щелкните мышью) и посмотрите. Там видна рябь по всей горе - это бургы. A-Basic - самая небольшая зона Summit County (но больше Чегета в несколько раз по пропускной способности), но пользуется особой популярностью у местных знатоков вопроса. Она самая высокая, я там проезжал на авто (самый высокий автомобильные перевал США - 3600 м) в конце мая 2008 года - она работала...
Вот это - очень характерная сцена в американских горных лыжах. Там подъемники, как я понимаю, специально не дотягивают до самого верха. Хочешь "самое сладкое" - лыжи на плечо и вверх. И берут! И идут, причем и чайники тоже (американы - очень любопытные и упертые)!
И мне пришлось...
Еще одна американская фишка - обозначение начала трассы стартовыми воротами. Реально полезная штука во многих отношениях. Во-первых, обозначение начало трассы (нератраченной!) Во-вторых - сразу мобилизует и дает нужный задор.
Обозначаются, кажется, только черные трассы наверху. Ромб - это реальная нератраченная черная трасса, два ромба - "мама не горюй"...
Обратите внимание на красную надпись, там написано "Эта трасса закрывается в 3 часа дня". А бывает и так ".. открывается в 1 час дня". Это время зависит от безопастности (утром снег менее надежен) и от работы спасетельной службы. И будьте уверены - в 3 часа приедет спасетель и натянет "волчатник" - проезд закрыт (или в 1 час откроет).
Вот и поехал куда-то (это - трасса!), ну а я - за ним
А эти два пацана - за мной..
Это уже в Кейстроуне...
Вот так. Подъехал, просмотрел...
и поехал!Теперь, собственно про "Парк Горького".
Я жил в городке Фриско, который можно считать столицей Summit Coutry, оттуда ездил на автобусе по разным зонам (15 -30 минут). Обратите внимание, Фриско располагается на "подошве" зоны. На высоте – 2730 метров! Это выше кафе "Ай" на Чегете, высота "Верхнего кругозора" на Эльбрусе.
В один из дней поехал в Вейл. Строго говоря, Вейл находится уже за пределами Summit County, и автобус туда был платный, но зона входила в единый скипасс. Ехать – около 30 минут.
Погода все мои дни там стояла классная – переменчиво-обласно-снежно-солнечная. Подсыпал снежок, дул ветерок (и порой и ветер), то затягивало, то солнечно. В общем – то, что нужно!
Приехал, взял карту и на подъемнике начал изучать ее.
Надо сказать, что изучать карту на подъемниках в Америке – дело непростое. Дело в том, что они в основном открытые (кресла) и очень быстрые. Только плюхнулся внизу – уже наверху.
Но чем отличаются американские горки – так более "пользовательско-ориентированно", чем в тех же Альпах. В частности, на подъемнике в Hightland (самая высокая зона в Аспене) карта нарисована прямо на поручне подъемника (а в том день было солнечно и очень морозно, вынуть руку из перчатки и достать карту – даже мысли не было).
Так или иначе, но изучив карту, я увидел место, где мне нужно побывать обязательно.
Еще. В США принято называть трассы названиями, а не номерами, как это чаще всего в Альпах (хотя названия там тоже встречаются). И названия, как правило, прикольные, типа "Подумай, прежде, чем ехать тут". А в Брекенридже есть отличная зеленая трасса, которая идет с самого верха до самого низа, под названием "Четыре часа". Дело в том, что 16:00 – это закрытие подъемников. К этому времени народ делает завершающий подъем, и сверху – завершающий спуск по простой широкой трассе. Едут все – чайник, "крутые", весело, классно…
Очень, кстати, правильно с точки зрения безопасности – завершать катание нужно на таких спусках (в Альпах часто, как раз завершение дня является самым сложным и небезопасным).
Еще почти на каждой зоне есть трасса под названием "Forget me not" (не забудешь меня). Такая трасса (фрирайд!) всегда лежит наверху в редком-редком лесу, и ехать нужно по целине среди небольших елок. Реально – класс, не забудешь!
Она обычно выглядит вот так:
Моя тактика освоения новых зон катания простая. И эффективная (обратите на это внимание). Основная задача – увидеть и попробовать ВСЕ. Не все трассы (это обычно просто физически невозможно), а все возможности зоны (не использую слово "горы", так как одна зона часто включает несколько вершин). Реализуется эта задача просто – нужно сразу держать курс на самую высокую точку и самую дальнюю точку зону (это не всегда одно и тоже). В общем, "времени не тратя даром" – вперед и вверх…
С Вейлом было сложно, поскольку зона огромная, было несколько вершин и несколько "дальних точек". Пройтись везде – это было малореальной задачей (но я ее все же в основном выполнил!), нужно было выбрать приоритеты, и в число таковых сразу попал вот эта "камчатка".
Вот схемы Vail (их можно посмотреть крупнее, если щелкнуть) Зона состоит из трех частей, разделенных хребтом и долиной
Это "передняя часть"
Посмотрите крупнее! Тут почти только "черные ромбы".
Дальше будет рассказ о "Евразии"и "Дереве"
Вот крупнее - куда я ехал
Как видите, название трасс сами подсказали "значит, нам туда дорога" – Сибирь, Красная площадь, Месть Распутина и Парк Горького! "Bolshoi Ballroom", "Шелковый путь".... Подъемник с подходящим названием "Восточный экспресс" (экспресс – это значит реально очень быстрый подъемник), рядом – Китай, Монголия…
Собственно, я заметил именно Gorky Park, но сначала подумал, что это что-то другое. Но по соседним названиям понял – это наш Парк Горького!
Вот сейчас нашел сейчас в Интернете
Take the Orient Express Lift to the top and head into Siberia Bowl. Gorky Park will give your thighs a power workout, and if you want to sample the fine powder in the trees, Bolshoi Ballroom will keep your skis dancing. It’s time to head into lunch, and the Two Elk Lodge is waiting for you at the top of the Orient Express Lift. Here you can enjoy a great view of China Bowl while feasting on Southwestern soups and stews, fresh salads, pastas and pizzas.
В общем, это место для катания "знатоков вопроса ".
В общем, начал я двигаться в ту сторону (по дороге было очень много классных мест). Добрался на вершину (но, кажется, не на Восточном Экспрессе, а с другой стороны склога) и поехал вниз по Gorky Park. Классное место – лесок, цирк, переходящий в ущелье, потихоньку метет, целина, народу – никого. Потом, уже ниже нагнал двух мужиков.
Поскольку место было глухое, ни души, я догнав их, остановился, поприветствовал. Небольшой разговор - классное катание, откуда кто приехал.
- Я из России, из Москвы.
- О, классно!
- А вы знаете, как что означает название трассы, по которой мы едем?
- Нет.
- Это название самого большого парка в центре Москвы!
- О-о-о! Классно!!! Вау!
Я толкнулся палками и дальше: мне еще нужно было успеть на Самую дальную точку зоны – Blue Sky Basin. Успел!
Вот такая история про катание на горных лыжах в "Парке Горького"!
И еще Vail запомнился мне двумя "особыми" моментами. Во-первых, я именно там на обеде в столовке на вершине увидел эти салфетки, одна из которых и сегодня лежит в фотоальбоме.
А прошлой зимой написал пост по мотивам этой салфетки - Советы по безопасности на горных лыжах из Колорадо и других мест
Во-вторых…
Там есть такой подъемник "High Noon Express" ("Высокий Зенит"), где даже была небольшая очередь (пара минут ожидания) "знатоков вопроса", поскольку он обслуживает сразу два ущелья.
Я поехал на нем, имея в виду, потом срочно двигать в сторону Парка Горького. Но пришлось спуститься опять вниз и подняться еще раз. Чтобы сделать вот фото. При первом подъеме, увидев объект, я не успел достать камеру (подъемник очень быстрый). Пришлось делать вторую ходку.
Кто-то бросает монеты в воду, чтобы вернуться. А тут барышни бросают на дерево нижнее белье!
Отличная традиция!
Кстати, по этому поводу вспоминается еще огромный рекламный щит в Майерхофене…
Я не очень понял – о чем это? У меня два варианта ответа:
1. Так должны одеваться горнолыжницы
2. О чем думает фрирайдер, когда идет по целине.
Да.. К чему весь это рассказ… Очень просто – скоро нужно опять оправляться в горы.
К сожалению, начальный принцип "только новые классные места" уже очень сложно выдерживать, приходится повторяться… Церматт – два раза, Шамони – четыре раза, Терскол – каждый год!
До встречи на горе!
P.S. Отвечаю тут на вопрос Гарика (не могу в комментарии вставить фото)
> Вопрос от диванного читателя, почему в Америке подъёмник специально не подвозит до самой вершины, потому что они тупые? Гарик
Во-первых, это всего лишь моей предположение. Возможно, я не прав, есть какие-то другие причины.
Во-вторых, я не очень точно описал ситуацию. Таким образом, образом (нужно подниматься) устроены только самые верхние зоны катания, причем тоже не везде. Но все же есть места, где вроде бы можно еще сделать подъемник выше, но его почему-то не делают. Может быть, не делают, потому что это технические сложно или невозможно.
Речь идет о сложных участках для катание. И у меня такое ощущение, что подъемники не дотягивают туда, именно потому, чтобы не все туда попадали, а именно те, кому очень хочется.
Вот посмотри на карту Брекенриджа. Тут я специально выделил квардатиками верхние точки подъемников (можно посмотреть крупнее).
А верхняя граница зоны катания - выше, на гребне, откуда идут трассы. И трассы все - Повышенной сложности (или даже очень сложные). Наверное, есть техническая возможность дотянуть подъемники туда. Но не тянут. Чтобы легли туда только те, кому невмоготу :-)
Вопрос от диванного читателя, почему в Америке подъёмник специально не подвозит до самой вершины, потому что они тупые? Гарик
ОтветитьУдалитьНаписал тебе ответ в виде приписки PS в посте
УдалитьИзвини, на вопрос-то твой я не ответил. Не знаю. Но могу дать совет: не смотри Задорнова чрезмерно :-)
УдалитьЗначит, просто "знакомая"???
ОтветитьУдалитьК чему при людях делать акценты на личном...
УдалитьСкромность украшает не только девушек, но и нас - туристов-горнолыжников :-)