пятница, 8 января 2016 г.

Красная Поляна: Часть 4. Старая дорога Адлер-КраснаяПоляна


Страница-раздел с материалами по этой поездке (все опубликованные записи) находится здесь - 20-26.12.15. Красная Поляна. Мой первый горнолыжный визит сюда

А данная запись является непосредственным продолжением предыдущей – часть 3.

Точнее – завершением рассказа о регионе в целом.

В дополнение к сказанному в предыдущей части (об освоенности региона Западного Кавказа и сочинского побережья) должен сказать.

Все это побережье – мало освоено. Посмотрите на карту – дорог "от моря" нет. Я изучил карты подробнее: максимум видны какие-то дороги на расстояние 10-15 от моря (самая длинная дорога – от Дагомыса на север, но Солох-Аула, 20-25 км, но какая там дорога – можно себе представить). Дальше – "дикие земли". Красная Поляна – исключение. Но и Красная поляна – это тупик дорог.




Насколько я понимаю, с пешим туризмом там тоже не очень хорошо, можно точно сказать, что хуже, чем в 1960-80-е. К традиционным проблема "неустроенности" прибавились границы. Я видел на краю зоны Розы Хутор, двух погранцов – с автоматами, без лыж и без палок (смотреть больно). Вот тут они идут к своей будочке. Тут видно, что там есть отличные места для развития зоны, НО – граница!




Общий же разговор об окрестностях КП хочу закончить рассказом о "старой дороге".
Я про нее уже не раз упоминал. А еще рассказывал о своей не очень удачной попытке пройти пешком там (см. тут).

Итак, в 1864 году тут, в КП, закончилась Кавказская война, местное население отсюда выселили, и район этот долго был просто безлюдным. (существовавшее тут село переименовали в Романовск, но люди отсюда уехали и название не прижилось). В 1876 году сюда через Хребет со Ставрополья пришли греки, которые основали Красную поляну (и назвали ее так по месту своего предыдущего жилья). Но дорог до Черного моря не было.

Освоение района началось только в самом конце 19 века.

В 1898 году туда была отправлена специальная государственная комиссия. В комиссии участвовали профессора А. И. Воейков, Ф. И. Пастернацкий, инженер М. В. Сергеев и член Государственного совета Н. С. Абаза.
19 июня 1899 село получило статус города и имя Романовск, данное Н. С. Абазой, возглавлявшим посетившую село госкомиссию.
Через год была построено и открыто «Краснополянское шоссе» — дорога из Адлера на Красную поляну.

Для начала давайте уточним, что такое "Красная поляна". Есть два смысла название – долина реки Мзымта длинной около 10 км, примерно в 40 км от моря, где заканчивает "Краснополянское шоссе" и дороги. Там есть поселок Красная поляна (ближе к морю), а уже после него – Эсто-Садок, Горки-Город, Роза-Хутор и Лаура-Газпром.

Поселок Красная Поляна было не затронут олимпийской стройкой века (УРА!) и сохранил свое исторический облик (я как раз там жил, в его начале, ближе к морю, у Храма). Еще ниже поселка находится ГЭС. Поселок стоит на стыке Мзымты с ущельем-дорогой на Ачихо (кстати, там в советское время была метеостанция и именно этом место было "самым мокрым" в СССР – по объему выпадающих там осадков). Над поселком находится "Царский домик", турбаза МО и какие-то древние долмены (я там везде прошелся пешком в день заезда).

Т.е. все "олимпийские стройки" находятся выше поселка. НО! Конечная станция ЖД называется "Красная поляна", хотя находится она в Розе Хутор.

ОК, разобрались! Возвращаемся к старой дороге.



Самый сложный участок ущелья Мзымта - 3-километровый скальный участок, где два скальных берега почти соприкасаются друг с другом.
Именно этот участок старой Краснополянской дороги именовался "пронеси, Господи". Я его с детства помню до сих пор.

Обратите внимание: эта дорога лежит по ПРАВОМУ берегу Мзымта (если смотреть от моря - слева от реки).
На скальном участкее дорога была прорублена по краю горы, но в одном месте все же тогда сделали туннель метров 50.

Я уже писал: с 1960-х до начала 1990 г. между КП и Аэропортом курсировали рейсовые
вертолеты, что было не дешево, но многие предпочитали летать, чем ехать на авто.

В 1990-м вертолеты перестали летать (но в поселке Красная Поляна сохранился вертодром, он
полностью обновлен, но не используется, точнее - это собственность Газпрома, который его используется для себя).

Соответственно почти 15 лет эта старая дорога была единственной ниткой, которая связывала район со страной. Из-за этого развитие района фактически прекратилось - люди боялись ездить, а доставка грузов и стройматериалов была опасной и дорогой.

"Нормальную дорогу" (c туннелями) обещали сделать еще в 1960-е, но сделали только в начале 2000-х (завершилось в 2005-м).
Хотя до этого, еще в 1990х сделали "объездные варианты", в объезд опасных мест. Дорога эта была тоже тяжелой, но все же не столь опасной.

После строительства туннелей Красполянская дорога стала называться шоссе.
Дорога действительно вполне нормальная, вполне достаточная для района.
Она идет по правому берегу Мзымта, именно вдоль нее расположены поселки ущелья, ходят рейсовый автобусы (от Аэропорта до КП - 105 и 135, 40-50 минут пути, билет - 130 р).

Именно после 2005 началась КП стала развиваться, как г-л центр страны. Вообще-то, первая гл-зона была создана еще в 1993-2001 гг , "Альпика-Сервис" находится между "Горной Каруселью" и "Розой-Хутор, которые появились только к Олимпиаде). Но строительство дороги резко повысило "ценность" Альпики. и ее рейдерски захватили при непосредственном участии губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. Владельцев "Альпики" замучили
проверками, зона несколько раз закрывалась по предтензия по экологии и безопасности.
В 2008 они были вынуждены продать свой проект Газпрому (он в КП скупил огромные
территории).

Но к Олимпиаде 2014 в ПК построили еще дорогу, и не одну, а две - совмещенная авто-ж/д "НовоКраснополянаскя дорога".
По ЛЕВОМУ берегу Мзымты. Увидел ее летом 2015 я несколько ужаснулся. Если "старая" дорога (ее скальный участок) назывался
в народе "Пронеси господи", то это олимпийское чудо я бы назвал "Страх господень".

Так выглядит вся ж-д (через грязное окно автобуса)



Сумасшедшие деньги, изуродванное ущелье (я был много и в разных горах, видел нормальную транспортную инфраструктуру, но такой жути не видел нигде). И, в общем-то, не нужную.

Пропускная способность и качество "Краспополянского шоссе", по моим оценкам, вполне достаточно (в Альпах подобные дороги вполне справляются с потоками, при том, что там потоки больше). Я уже писал, что сразу после Сочи-2014 обсуждался вариант сноса ж-дороги (это оптимально даже с точки зрения экономики, чтобы не тратить деньши на
ее поддержку), но он был отвергнут по соображениями "престижа" (признать, что сделали "бутафорию"). Собственно, такие же предложения были и по сооружения "прибрежного олимпийского кластера", но было отвергнуты по тем же соображениям.

В новых трассах (авто и ж-д) имелся бы смысл (но с точки зрения экологии и эстетики - это, все равно, "кошмар"), если бы они были бы продолжены через Кавказских хребет и соединили Сочи с Россией. И такие планы в проекте "Сочи-2014" были (дорога на Архыз с туннелем под Главным Кавказских хребтом). Но, хвала небесам, что этого не сделали и планов таких нет:
они бы изуродовали весь этот регион (по ущелью Мзымта видно, как это можно сделать), а потом застроили бы его своим "частными владениями" (опять же на примере КП это хорошо видно).

И еще. С давних времен была (и есть) дорога от села Казачий Брод в сторону долины реки Псоу до села Аибга (находится у Псоу, внизу южного склона хребта Аибга). Дорога, как я догадываюсь, не высшего класса, но главное – это уже погранзона.

По поводу старой дороги я нашел несколько интересных описаний.

1.http://www.diary.ru/~katerina-0906/p195492072.htm?oam
Тут в основном про строительство НовоКраснополянского (олимпийского шоссе), но в конце есть и про старое Краснополянское.

2. История Красной Поляны

3. Скальный участок старой дороги

Вот еще несколько фото:





Тут видно - строители старой дороги сначала хотели пробить скалу по краю, но потом все же сделала тут небольшой туннель.





Вид на долину Красная Поляна со стороны Главного Кавказского Хребта в сторону моря



Все на этом общее описание района КП заканчиваю! Ура!

Но продолжение следует (по саму КП!), но не скоро… Новые дела!


2 комментария:

  1. Ужас. Хорошо, что у России кончаются деньги - российские строители больше не смогут уродовать мир.

    ОтветитьУдалить
  2. У меня именно такая же реакция. С одной стороны, жаль, что не могут освоит регион. Но с другой, если так, как это делалось под Олимпиаду, - НЕ НАДО!
    Правда, тут нужно сказать, что "олимпийский вариант" сейчас не пройдет. Тогда делали- "деньги не жалеть".
    Кстати, я тут недавно узнал, что Олимпиада строилась все же именно за казенный счет, а не за счет "компаний". Компании под строительство получали кредиты от госбанков, которые не возвращаются...

    ОтветитьУдалить