Страница-раздел с материалами по этой поездке (все опубликованные записи) находится здесь - 20-26.12.15. Красная Поляна. Мой первый горнолыжный визит сюда
А данная запись является непосредственным продолжением предыдущей – часть 2.
Как я я понимаю, КП (как впрочем и все сочинское побережье) – это анклав России, что-то вроде "Тмутаракани" в древнерусские времена.
Кстати, это город находился в этих краях – на Таманском полуострове. Это была типичная колония Древнерусского государства – отрезанная от основной территории по суши, как морские колонии Греции. Собственно, это и была основанная в 6 веке д.н.э. греками, которая потом отошла под власть Киевской Руси).
Но поговорим о современном состоянии дел. …Теперь посмотрим на более подробную карту Западного Кавказа.
Черное - автодороги, синее - ж-д, Красное - не сделали (к Олимпиаде)
Получив сочинское побережье в результате войны с Турцией в 1828-29 гг. Россия не очень спешила с освоением района.
===================================
По поводу наших представлений о том "что кругом враги" и "Россию все пытались захватить".
По поводу попыток захватить - это отдельный вопрос. А вот по поводу результатов можно сказать точно: Россия постоянно увеличивала свою территорию за счет соседей (в том числе Турции), и нигда не утрачивала своих земель. Подавляющее число войн было "наступательных". На Юге и Востоке - только так.
===============================
Судя по всему "колесная" дорога от Краснодара до Джубги и даже до Сочи, существовала еще в стародавние времена, но сегодня находится в состоянии некоторой "50летней (или более) давности", никак не современной.
Есть еще дорога от Армавира до Туапсе, но по ней ездить не рекомендуется (асфальт есть не везде).
Ж-д дорога от Армавира до Туапсе была построена перед самой Первой мировой, причем это был не чистый "госпроект" – использовалась схема акционерного общества, с выпуском акций при.
В 1920-х была сделана дорога от Туапсе до Сочи, в 1942 году – до Сухуми, а в 1940 году до Сухуми дошла дорога от Закавказской ж-д (Грузия).
С 1990-х дорога в Грузию (и Армению!) не действует, до Сухими – кое-как…
Собственно, эта ж-д является основной транспортной нитью с "большой землей". С `1970-х к этому прибавились авиалинии, хотя, понятно, что это в основном перевозка людей, а не грузов. Адрес был и в советские времена одним из самых крупных аэропортов страны (наряду с МинВодами и Симферополем), хотя современный аэропорт (и кажется, - вторую полосу) сделали только по Сочи-2014.
Отсюда понятно, почему фрукты в Сочи дороже чем в Москве… Думаю, что после антитурецких санкций они там станут еще дороже.
Что касается КП, то до 1900 года, она была вообще отрезана от "большой земли". После выселения оттуда горцев, эта долина просто стояла пустой.
В 1876 сюда, на опустевшее место, переселяются из Ставрополья греки выходцы из исторического Понта. 36 семей греков перешли через перевал Псеашхо — искать новые земли для освоения — и увидели эту долину. Греки основали новое поселение со старым названием «Красная Поляна», построили церковь святого Хараламия и открыли школу.
Обратите внимание: они пришли через Хребет и потом поддерживали связь с "большой землей" именно через перевалы со Ставропольем, а не с побережьем.
Кстати, церковь Харалимия (деревянную) в 1930е разрушили, а в 2003 г возвели "новострой" (строили 11 лет). Я жил сейчас в 200 метрах, там была ближайшая автобусная остановка.
Вид из моего окна
Но там (за кладбищем, у реки) есть еще и какая-то деревянная церковь (видна с дороги), метров 200-400 от каменной.
Дорога в КП была проложена только в 1900-е, а "нормальная" – в 2005. Я уже писал: с 1960х по 1990е Адрер с КП связывала регулярное вертолетное пассажирское сообщение, что само по себе говорит о качестве автодороги.
Отсутствие дороги сдерживало развитие района (банальное снабжение, стройматериалы и пр.). Я знаю, что в 1980-90е годы в КП пошли инвестиции для расширению туризма, имея в виду тогдашние планы строительства дороги, но планы не реализовались и многие тогда "забили" на КП.
На мой взгляд, похожее, но в существенно более значительных масштабах, произошло с проектом "Сочи-2014". Было много (очень много!) надежд и обещаний, но реализовано было 20-30%, причем более половины созданного – "выброшено на ветер" (придется сносить).
Проект "Сочи-2014" начинался под лозунгом "развития Кавказского региона страны". Это касалось, не только собственно Сочи-КП, но и всего региона, включая Северный Кавказ до МинВод.
По моим оценкам, из "полезного", долгосрочного, "инфраструктурного" в Сочи было сделано две вещи: модернизирован аэропорт и построены горнолыжные зоны ПК. Все остальное – это "для двух недель Олимпиады", причем некоторые (например, ж-д) даже для Олимпиаду не нужные.
Прибрежный кластер с его 6-ю (кажется так) стадионами-дворцами с ним вообще не понятно, что дальше делать (стадион Фишт – использовался за все это время два раза – для открытия и закрытия игр). Ж-д вокзалы у аэропорта и у "прибрежного кластера" вообще не используются с тех пор. Не используются трамплины (а их сооружение обошлось в "копейку" – там поползли горные склоы), санно-бобслейные трассы… Не слышал о проведении там соревнования по лыжам и биатлону. Комбинированная авто-ж- дорога (в дополнение к построенной в 2005!) – тяжелое увечье для ущелья и излишня…
Но под Сочи-2014 планировалось "реанимировать" Домбай и Терскол. Кажется, им ничего не перепало, в Приэльбрусье, правда, все же доделали канатки на Эльбрусе, которые строили с 1990-го (!).
Особое место занимал Архыз, который планировался, как "запасная площадка" КП.
Екатеринбургскому олигарху поручили там строить горнолыжную зону, а федералы взяли обязательство на себе сделать дорогу Сочи-МинВоды, с туннелем под Главным Кавказским хребтом, между КП и Архызом. Без такой дороги Архыз – это труднодоступная точка (дорога есть от Минвод, но не каждый рискнет поехать там). Начали даже уже строить туннель, я в 2011-м слышал от местных жителей, что "пробили дырку", но как раз тогда, в 2011 поняли, что "не успевают", денег не хватает (50-60 млрд. долл!, в 10-15 раз больше бюджетов предыдущих Зимних Игр), И проект "заморозили" – и дорогу и Архыз.
Только сейчас Архыз запустил 2-ю очередь (увеличил длину трасс с 7 до 14 км). О дороге и туннеле никто не вспоминает.
Планировалась также создание Военно-Сухумской дороги. Тоже "забили",
Сейчас власти Ставрополького края опять поднимают вопрос о строительстве этих двух дорог, потому что они реально нужны. Но если их не построили при огромных бюджетах Олимпиады и при цене нефти в 150 долл, то на какие шиши их строить сегодня?
Я видел инфо, что к инвестированию этих дорожных проектов имели интерес турки (для товаропотоков от черноморских портов), но теперь об этом можно говорить только в прошедшем времени…
Насколько я помню, планировалось также строительство нормальной дороги Джубга-Сочи или даже Краснодар-Сочи. Забили и на это.
Чтобы понять, что представляют собой эти дороги посмотрите на Карты Гугл.
Без пробок (!) дорога от Краснодара до Сочи (290 км) займет 5 часов. Средняя скорость – менее 60 км/час.
От Туапсе до Сочи (116 км) – 2,5 часа, скорость – 45 км/ч.
Почему так медленно? Посмотрите фрагменты этой трассы:
Дорогу не сделали.
Но сделали жд от Адлера до КП. Я думаю, что ее сооружение имело смысл, если были планы продлить ее через Хребет до Равнины. Но таких планов, кажется, и не было, и нет. Значит, придется "сносить".
Отдельно хочу рассказать про "старую дорогу на КП", но это – в следующем рассказе.
Продолжение следует.
Доводилось 30 лет назад ездить из Москвы в Сочи (Якорная щель). От Саратовской (там закупали фрукты и овощи) до Щели доезжали часов за 6-7. Туапсе - Сочи со скоростью 45 км/час неплохо, учитывая очень сложный участок Дагомыс-Сочи. А вообще Пушкин неправ, говоря, что беда России дураки и дороги. Американцы считают дороги своим национальным богатством. Так что дороги-это наша нищета.
ОтветитьУдалитьБогатство богатству рознь. Одно дело, когда тебе его даровала природа в виде нефти, а другое - когда ты его создал собственными руками.
ОтветитьУдалить