пятница, 15 августа 2014 г.

31.07.14. Корабли Викингов. Осло, Норвегия (начало новой серии постов - "Корабли")

Хочу попробовать опубликовать серию постов с тегом "Корабли". Сразу скажу, что успех начинания будет в решающей степени зависеть от наличия "обратной связи" – откликов читателей. Будет интерес – будет продолжение…

За разные свои путешествия по разным мне пришлось посетить разные музеи, посвященные кораблям. В основном морским. Сразу замечу, что слово "корабли" – довольно спорное. Насколько я знаю, в русском языке его нужно применять только к военным посудинам, гражданские называются "суда". Хотя по-английски все посудины называются Ship, что, мне кажется, очень правильно, поскольку четкой грани провести непросто. В общем, речь пойдет о разных Ship'ах.

И начну я свои рассказы с самого последнего музея – "Корабли Викингов", который я посетил несколько дней назад в Осло (столица Норвегии – для тех, кто забыл).

Но сначала несколько вступительных слов.



Сам я на морских судах не плавал. Мой основной опыт – плавание на байдарке (правда, капитаном), немного на катамаране. В качестве пассажира – на пароходах по рекам, но в основном в далекой юности. Первая такая поездка – в глубокой юности (лет пять было) с мамой и братом Сережей из Москвы в Горький на старинном пароходе (именно так – колесном!) "Мельников-Печерский". В школьные годы – по Волге до Астрахани и обратно с мамой на "Юрии Гагарине" (удивительно, но пересекая шесть лет назад на паром Шексну, я увидел плывущий мимо именно этот теплоход). Первое фото я взял из Интернета, а второе – как раз на Шексне, в конце июля 2008 года.





В студенческие годы – три сплава (по две недели) Красноярск-Диксон-Красноярск, в том числе один – матросом. Ну, еще, конечно, прогулки на речных трамвайчиках по Москве, и несколько – на разных "Ракетах"-"Метеорах" на подводных крыльях.

По морю – ни разу (почти – были прогулки тоже).

И, тем не менее: морские дела завораживают любого человека (кстати, считаю себя неплохо подкованным теоретически в этом деле, во многом благодаря классной юношеской книге "Спутник 15-летнего капитана", которая и сейчас стоит на моей книжной полке).

Именно морякам мы, человечество, обязаны открытию мира! Что тут говорить, "великие географические открытия" – это именно моряки. Каким нужно быть отважным, жаждущим приключений или сумасшедшим, чтобы отправляться на этих посудинах в океаны…

По этому поводу вспоминает ответ философа из "Гаргантюа и Пантегрюэль" на вопрос "какой корабль вам кажется самым надежным" – "тот, который стоит у причала в тихой гавани".

Все предисловие закончено. Теперь – о кораблях. Точнее – о Кораблях Викингов.

==============

Музей "Корабли Викингов" находится рядом с центром Осло (столица Норвегии), на небольшой полуострове Бюгдѐ (Bygdoy), который именуется "островом музеев", хотя это все же полуостров. Туда можно добраться по земле, по морю (на пароходике из центра) или под землей на метро. Между музеями ходит автобус, но платный или бесплатный – не знаю (вряд ли у норвегов бесплатный). В очередной раз спасибо Наташе И.-С. за ее отчет по Норвегии: это был для меня и план путешествий, рекомендации бывалого туриста и "вообще" – спасибо!



Викинги, известные также в Европе, как норманны, а на Руси – варяги, - это, конечно, важная история в истории (извините, за каламбур) человечества, в период 8-11 веков. Довольно странным образом, именно сюда на север Европы, в Скандинавию (центр, которой находился в Ютландском проливе, между Балтийским и Северным морями, часть современной Дании, но также включала Норвегию и Швецию) в существенном мере переместился центр цивилизации. Достаточно вспомнить, что от них пошла Нормандия во Франции, потом – Англия. Ну, и, конечно, - вся государственность Руси (Рюрик с корешами, основание Новгорода, Киевская Русь…



Они одними из первых начали океанские плавания (а не каботажное, вдоль берегов), открыли и заселили Исландию, открыли Гренландию и Северную Америку (хотя этого открытия Европа тогда не заметила).

Советую почитать про викингов в Вики.
Можете там посмотреть "Общую хронологию": наши князья Олег, Игорь, Святослав представлены там именно как викинги, что, наверное, вполне правильно.

В Вики я прочитал:

В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкали за пределы родных стран перенаселение и жажда лёгкой наживы. По религии — в подавляющем большинстве язычники

Т.е. получается, что там было "перенаселение"!

Вот еще интересный текст:

Причины экспансии викингов, принимавшей различные формы (поиски новых земель и переселения, грабительские нападения, пиратство и большие военные походы, торговые поездки, тесно переплетавшиеся с пиратством и грабежом), были многообразны. Разложение общинно-родового строя у шведов, датчан и норвежцев сопровождалось усилением знати, для которой военная добыча служила важнейшим источником обогащения; многие рядовые общинники (бонды) покидали родину вследствие относительной перенаселённости приморских районов Скандинавского полуострова и нехватки пригодных для обработки земель. Прогресс кораблестроения у скандинавов — издревле искусных мореходов — сделал возможным их плавание не только по Балтийскому морю, но и в водах Северной Атлантики и в Средиземном море.

Кстати, как раз сейчас в ночи идет сериал "Викинги" по Первому Каналу, я видел его фрагментами, но не более того.





Сам я о викингах узнал еще в детстве из книги Валентина Иванова "Повести древних лет". Там основной сюжет: конфликт первопроходцев из Новгорода с боевой экспедицией викингов на побережье Белого моря в IX веке. Там очень интересно и подобно описывается быт викингов (новгородцев – тоже!) их организационная структура, система управления… Жаль, книга куда-то делась, надо было бы перечитать…

Но то, что это были замечательные мореплаватели – это точно. Плавать на таких посудинах, да еще и через океан ("Титаник" и то не доплыл)…

Теперь, собственно, о музее:

За парковку у музея я заплатил 5 крон (30 рублей), это там – чуть ли не 40 минут. Мне хватило 20 минут.

Музей находится в крестообразном одноэтажном здании (построенным специально под музей), на довольно просторной территории. Тут и яблони растут, с которых можно сорвать плоды. Вот само здание.



В музей меня пустили "на халяву" – по международному журналистскому удостоверению (так должно быть во всех странах EC, но бывает – например, в Португалии или Эстонии, - не всегда. Тем более, что Норвегия – не член EC…). Но это был первый раз, когда служитель – молодой парень – внимательно изучил документ, в том числе проверив срок действия.

Викинги – короли морей!



Очень красиво. Но не очень понятно – есть ли какая-то функциональность в такое изощренной форме окончаний корабля?








Показанные выше корабли – это современная реконструкция, а вот реальные останки:





Лодка, конечно, симпатичная… Поплавать на такой по тихому озеру с корешами и барышнями– это было бы классно. Но выходить на такой в море, а тем более пересекать океан – увольте…



Около выхода из музея лежала вот такая киска.



А на другой стороне…


Продолжение (про корабли) – следует!

10 комментариев:

  1. Весьма интересно! А тебе, как настоящему просветителю, пожелание - не просто рассказывать о том, что видел,
    а спонсировать для интересующихся поездки по этим местам с рассказами с привязкой к местности.

    ОтветитьУдалить
  2. Как можно спонсировать анонимных просителей?

    ОтветитьУдалить
  3. О! Тема. Давай меня проспонсируй, не анонимного! )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пока буду спонсировать только информационно. Советом :-)

      Удалить
  4. Кстати, набери в википедии "Список кораблей-музеев" . Как раз по теме.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрел в вики. Список там явно не полный. Я был на нескольких, которых нет в этом списке. Придется писать :-)

      Удалить
  5. Зачем? Что бы знать, куда еще нужно поехать?
    У меня уже сейчас есть около 10-ти, про них бы написать :-)

    ОтветитьУдалить
  6. Андрей, Шексну мы с тобой переплывали на пароме вместе и там действительно был "Космонавт Гагарин" Но в качестве плавучих домов отдыха у М.О. были "Багратион" и "Юрий Гагарин" и вроде они были 2х палубные. Так что это не тот теплоход на котором ты плавал. Брат Юра.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не прав, теплоход М.О. действительно был "Космонавт Гагарин".Юра.

      Удалить