Бурных откликов на идею "серии Корабли" не было, но постараюсь продолжить.
Предыдущая запись серии находится тут: Корабли викингов
Я так понимаю, что с 12-го века мореплавательская активность Норвегии иссякла. Все, кого тянули морские прогулки, уплыли кто куда (Франция, Англия, Русь, Италия, Исландия, Гренландия), а остались только домоседы…
Даже освоением Ледовитого океана заняли южане – три арктические экспедиции в конце 16-го века совершил голландец Ви́ллем Ба́ренц (я раньше думал, что море названо в честь какого-то нашего "Баренцева", ан нет – не нашего). Активизировались норвеги в северном направлении только в конце 19-го века (Нансен, потому Амудсен).
А в середине уже прошедшего столетия появился еще один норвежский мореплаватель мирового уровня – Тур Хейердал. Впрочем, назвать его мореплавателем можно с некоторой натяжкой, точно так же как и его "плавсредства" кораблями.
Википедия именует его "путешественником и ученым-антропологом", хотя формально нужно эти титулы переставить местами. Морским путешественником он стал поневоле – чтобы "личным примером" доказать правильность своих идей о переселениях народов по планете (не буду развивать эту тему, но его теории являются небесспорными, даже с учетом его плаваний).
История гласит, что в детстве он страшно боялся воды:
В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счёл бы того человека безумным. Расстаться с этой боязнью он смог только в 22 года, когда, случайно упав в реку, нашёл в себе силы выплыть самостоятельно.
Я не буду рассказывать историю Хейердал и его путешествий, это можно прочитать, например, в Википедии
Напомню только коротенько:
Тур Хейердал был хорошо известен в СССР в 60-е, кажется, я в школе читал его книгу "Путешествие на Кон-Тики". А еще больше стал известен благодаря Юрию Сенкевичу, участвовавшему в обеих экспедициях "Ра" (после чего они стал легендарным ведущим телепрограммы "Клуб кинопутешествий").
Как я уже отмели, плавсредства Тура Хейердала можно назвать "кораблями" с большой натяжкой. "Кон-Тики" – это плот, т.е. держиться на воде только благодаря водоизмещению самим деревянных бревен. То, что плот может плыть только по течению (ну, еще с помощью шестов в деревенском пруду), - это понятно. Как понятно и то, что рано или поздно, плот, если он находится в воде, должен утонуть – бревна намокаю и…
Собственно, одна из проблем строительства "Кон-Тики" была в выборе исходного материала, который должен был выдержать (не промокнуть совсем) за время плавания. Они использовали ба́льзовое де́рево и не ошиблись.
Кстати, года два назад вышел новый фильм "Кон-Тики", где вся эта история красиво и весьма правдиво (с нюансами человеческих отношений) рассказана.
"Ра" и "Тигрис" назывались лодками (то, есть имели какое-то воздушное водоизмещение), но как можно плавать на этих пучках соломы – мне вообще не понятно. Я бы на венике или на метле даже по речке Воре не рискнул бы поплыть.
Так или иначе, все трансокеанские плавания Хейердала можно назвать "сплавом" – по течению (правда, берегов не было, куда можно вылезти в случае чего). Паруса были, но играли сугубо тактическую роль. Хотя, кажется, они все же реально помогали.
Так в Вики говорится, что средняя скорость течения Гумбольда (Перуанское, Южно-Пассатское), по которому плыл Кон-Тики, - 0.9 км/час (нехило тоже!), а у "Конти-Тики" получилась средняя скорость 3 с лишним км, то есть более двух км дал попутный ветер.
Кстати, вот карты с океанскими течениями (благодаря которым, на Полюсах – немного теплее, а на Экваторе – немного прохладнее. Посмотрите, как прикольно: в Тихом океане в тропиках: два течения идут с востока на запад, а между ними одно – в другую сторону. Как это может быть?
(Чтобы посмотреть фото крупнее – щелкните фото мышью!)
Вот есть еще такая забавная версия океанических течений:
На этом завершаю предисловие и собственно небольшой рассказ о визите в музей "Кон-Тики" в Осло.
Музей находится на том же "Острове (полуострове) Музеев", что и "Корабли Викингов", на мысу, с которого открывает отличный вид на центр Осло (там еще два музея – "Фрам" и "Морской").
Я там что-то растерялся, что даже забыл сделать общие виды. Но Карты Гугла выручили:
В музей опять же попал "на хялву" (журналист, понимаешь!)
Это – "Ра II", кажется, вид с носа – слева, с кормы – справа. А, может быть, и наоборот..
По деревенскому пруду – можно, по океану – никогда!
Кон-Тики выглядит посолиднее, но все равно…
А до Австралии – еще 8000 км. Это же дальше, чем от Москвы до Владика!!!
Отчаянные ребята! Вроде бы внешне – прилично одетые…
Лодка "Тигрис" выглядит по-солидней! Это фото из Вики. В музее лодки нет – экипаж во главе с Туром Хейердалом сжег ее в знак протеста против войны в районе Африканского Рога (боевые действия там не позволили продолжить экспедицию в Красное море).
Вот так коротенько (музей и сам небольшой).
Визит в Музей занял десять минут (самолет не будет ждать!).
Продолжение следует (если будут отклики – то скорее!
Предыдущая запись серии находится тут: Корабли викингов
Я так понимаю, что с 12-го века мореплавательская активность Норвегии иссякла. Все, кого тянули морские прогулки, уплыли кто куда (Франция, Англия, Русь, Италия, Исландия, Гренландия), а остались только домоседы…
Даже освоением Ледовитого океана заняли южане – три арктические экспедиции в конце 16-го века совершил голландец Ви́ллем Ба́ренц (я раньше думал, что море названо в честь какого-то нашего "Баренцева", ан нет – не нашего). Активизировались норвеги в северном направлении только в конце 19-го века (Нансен, потому Амудсен).
А в середине уже прошедшего столетия появился еще один норвежский мореплаватель мирового уровня – Тур Хейердал. Впрочем, назвать его мореплавателем можно с некоторой натяжкой, точно так же как и его "плавсредства" кораблями.
Википедия именует его "путешественником и ученым-антропологом", хотя формально нужно эти титулы переставить местами. Морским путешественником он стал поневоле – чтобы "личным примером" доказать правильность своих идей о переселениях народов по планете (не буду развивать эту тему, но его теории являются небесспорными, даже с учетом его плаваний).
История гласит, что в детстве он страшно боялся воды:
В детстве Тур страшно боялся воды, потому что дважды чуть не утонул. Как он сам вспоминал впоследствии, если бы лет в 17 ему кто-нибудь сказал, что он будет плавать по океану на утлой лодчонке по нескольку месяцев, он счёл бы того человека безумным. Расстаться с этой боязнью он смог только в 22 года, когда, случайно упав в реку, нашёл в себе силы выплыть самостоятельно.
Я не буду рассказывать историю Хейердал и его путешествий, это можно прочитать, например, в Википедии
Напомню только коротенько:
- 1947 год – на деревянном плоту "Кон-Тики" через Тихий Океан от Перу до острова Туамоту(101 день, 8000 км)
- 1969 год – на тросниковом "Ра" через Атлантику от Марокко в сторону Америки (не доплыли, лодка разломилась и утонула, экипаж вовремя эвакуировался)
- 1970 год – на "Ра-II" через Атлантику от Марокко до Барбадоса (Карибское море)
- 1977 год - на тросниковом "Тигрисе" по Персидскому заливу.
Тур Хейердал был хорошо известен в СССР в 60-е, кажется, я в школе читал его книгу "Путешествие на Кон-Тики". А еще больше стал известен благодаря Юрию Сенкевичу, участвовавшему в обеих экспедициях "Ра" (после чего они стал легендарным ведущим телепрограммы "Клуб кинопутешествий").
Как я уже отмели, плавсредства Тура Хейердала можно назвать "кораблями" с большой натяжкой. "Кон-Тики" – это плот, т.е. держиться на воде только благодаря водоизмещению самим деревянных бревен. То, что плот может плыть только по течению (ну, еще с помощью шестов в деревенском пруду), - это понятно. Как понятно и то, что рано или поздно, плот, если он находится в воде, должен утонуть – бревна намокаю и…
Собственно, одна из проблем строительства "Кон-Тики" была в выборе исходного материала, который должен был выдержать (не промокнуть совсем) за время плавания. Они использовали ба́льзовое де́рево и не ошиблись.
Кстати, года два назад вышел новый фильм "Кон-Тики", где вся эта история красиво и весьма правдиво (с нюансами человеческих отношений) рассказана.
"Ра" и "Тигрис" назывались лодками (то, есть имели какое-то воздушное водоизмещение), но как можно плавать на этих пучках соломы – мне вообще не понятно. Я бы на венике или на метле даже по речке Воре не рискнул бы поплыть.
Так или иначе, все трансокеанские плавания Хейердала можно назвать "сплавом" – по течению (правда, берегов не было, куда можно вылезти в случае чего). Паруса были, но играли сугубо тактическую роль. Хотя, кажется, они все же реально помогали.
Так в Вики говорится, что средняя скорость течения Гумбольда (Перуанское, Южно-Пассатское), по которому плыл Кон-Тики, - 0.9 км/час (нехило тоже!), а у "Конти-Тики" получилась средняя скорость 3 с лишним км, то есть более двух км дал попутный ветер.
Кстати, вот карты с океанскими течениями (благодаря которым, на Полюсах – немного теплее, а на Экваторе – немного прохладнее. Посмотрите, как прикольно: в Тихом океане в тропиках: два течения идут с востока на запад, а между ними одно – в другую сторону. Как это может быть?
(Чтобы посмотреть фото крупнее – щелкните фото мышью!)
Вот есть еще такая забавная версия океанических течений:
На этом завершаю предисловие и собственно небольшой рассказ о визите в музей "Кон-Тики" в Осло.
Музей находится на том же "Острове (полуострове) Музеев", что и "Корабли Викингов", на мысу, с которого открывает отличный вид на центр Осло (там еще два музея – "Фрам" и "Морской").
Я там что-то растерялся, что даже забыл сделать общие виды. Но Карты Гугла выручили:
В музей опять же попал "на хялву" (журналист, понимаешь!)
Это – "Ра II", кажется, вид с носа – слева, с кормы – справа. А, может быть, и наоборот..
По деревенскому пруду – можно, по океану – никогда!
Кон-Тики выглядит посолиднее, но все равно…
А до Австралии – еще 8000 км. Это же дальше, чем от Москвы до Владика!!!
Отчаянные ребята! Вроде бы внешне – прилично одетые…
Лодка "Тигрис" выглядит по-солидней! Это фото из Вики. В музее лодки нет – экипаж во главе с Туром Хейердалом сжег ее в знак протеста против войны в районе Африканского Рога (боевые действия там не позволили продолжить экспедицию в Красное море).
Вот так коротенько (музей и сам небольшой).
Визит в Музей занял десять минут (самолет не будет ждать!).
Продолжение следует (если будут отклики – то скорее!
Андрей, развивай дальше! Как второй раз съездила, только теперь с экскурсоводом )))
ОтветитьУдалитьЕсть мнение, что тему надо продолжить. Общественность интересуется! Гарик.
ОтветитьУдалить