четверг, 3 сентября 2020 г.

История знакомства и женитьбы моих родителей

Основной раздел тут:
Они поженились 7 января 1939 года (согласно мемуарам отца, я их свидетельства о браке пока не нашел). При советской власти юбилеи их свадьбы отмечались на Новый год, а после - на Рождество, с конца 80-х стал ежегодным "Днем семьи", общим сбором, которые мы продолжаем поддерживать.

К сожалению, никаких свадебных фотографий найти пока не удалось. Да и вообще их совместных фото почти нет. Нет, где они просто вдвоем, только в 1950-х появилась первая общая семейная, потом - тоже только в общем семейном кругу. Есть вот эти: еще до свадьбы:




Об истории их знакомства и женитьбы почти неизвестно, эта тема никогда не затрагивалась ни кем из них, и никто об этом не спрашивал. В мемуарах отца есть только вот такой текст по этому поводу. Но сначала небольшая предыстория.

Папа (крестьянский сын) закончил в 1936 году исторический факультет Горьковского пединститута, осенью 1937-го его призвали на год в армию (в танковую бригаду под Бобруйском), где он попал в учебный батальон, в котором готовили взводных командиров. Но уже там он его привлекли к "учебной работе" с рядовым и офицерским составом. В конце срока ему и его тоаврищу предложили оставаться на военной службе офицерам, и они согласились. Так, в конце 1938 года, он стал кадровым военным, пройдя потом всю ВОВ, и уволившись в запас полковником (звание получил в 1952м) в 1970-года по возрасту (55 лет). А дальше вот его рассказ:

Через несколько дней объявили приказ о назначениях. Политрука Гусева – заместителем командира батальона по политчасти, а младшего политрука Колесова – заместителем начальника ДКА по пропаганде. В домах комсостава нам дали по комнатушке, выдали командирское обмундирование и разрешили месячный отпуск.

Мама, Степан и его жена Мария Степановна встретили меня с радостью. Нашим разговорам о службе в армии, сельских новостях намерениях на будущее, казалось, не было конца. Однажды за вечерним чаем мама как-то незаметно сказала: "Саня! Степа теперь отломанный кусок, ты уедешь далеко и неизвестно на сколько лет. Как ты будешь одиноким коротать свою жизнь? Не пора ли и тебе жениться?"

На самом деле, не пора ли обзавестись семьей! Ведь мне шел 24-й год. А кто будет невестой, будущей боевой подругой? Не каждая девушка согласится переезжать долгие годы с детьми, чемоданами из гарнизона в гарнизон, из Белоруссии в Читу или Кушку! Не всем по душе такая романтика!

Среди знакомых девушек выбор пал на Римму Малинину. С ней четыре года я учился в институте, встречались на лекциях, вечерах. Из среды других студенток она выделалась скромностью в житейских делах, привлекала меня и внешностью. Во время солдатской службы мы переписывались. Жила она в Горьком в однокомнатной квартирке родной тети Екатерины Михайловне Троицкой. Там же ютились и ее сестры Ирина, Нина и Лариса. Их родители – Алексей Васильевич и Анна Михайловна -- учительствовали в селе Карауловка Гагинского района.

Была ли у нас страстная любовь к друг другу или просто товарищеская привязанность? До сих пор не могу ответить на этот вопрос, прожив дружно вместе более 60 лет.

Римма работала в городе Сергач, что в 114 км к востоку от Арзамаса. В конце декабря я поехал к ней свататься, получил согласие и 7 января 1939 года, в день Рождества Христова, оформили брак в ЗАКСе Свердловского района Горького. Наша свадьба была в двух местах: в Горьком, на квартире тети Кати с присутствием родных и подружек Риммы и в Кирилловке с присутствием моих родных и сельских товарищей. Оба торжества были скромными, без богатого застолья и подарков. В середине января я уехал к месту службы, а Римма -- на работу в Сергач.
...
В конце марта, в весенние каникулы, ко мне приехала Римма. В Сергаче ей нашли замену и отпустили к мужу. Наше маленькое жилье в коммуналке сразу приобрело семейный уют. Молодая хозяйка познакомилась с соседями и присматривалась, как живут другие военные семьи. И в этом она оказалась молодцом. "Передышка" в работе оказалась кратковременной. Через неделю ее пригласили преподавать математику в местной школе. У нас тоже стало не хватать времени на личные дела... Правда, все интересное, происходящее в ДКА, мы посещали.


 


Понятно, что они познакомились во время учебу в горьковском пединституте, но в описании своей студенческой жизни отец про Римму не упоминает (они были одногодками, с разницей в днях рождения всего месяц, папа учился на историческом, мама – на физмате, "лирик и физик"). Впрочем, он вообще о своих девушках почти не упоминает (есть только пара скромных фраз), хотя папа был видный парень и явно не "затворник" (но тут я должен сказать, что отец всегда был очень скромным в рассказах о своих любых достижениях).

Вот карта с обозначением: где они родились, где учились и где учительствовали в 1930-е:

Надо еще добавить, они были родом из деревни, причем их родные места (Кирилловка и Карауловка) разделяли менее 100 км. Папа был из крестьянской семьи (у него был один старший брат, его отец умер рано, мама осталась до конца жизни вдовой), мама – из семьи сельской интеллигенции (учителя, в родне были священники). Но "крестьяне, учителя" – это все очень условно: lдва родных дяди отца получили высшее образование, были, кажется, успешными предпринимателями.

Из этого рассказа виден какой-то вариант типа "брак по расчету" (пришла пора жениться, подумал и выбрал). Есть даже какой-то немного обидный для мамы аспект ("ее выбирали), но к этому вопросу нужно относиться критически: это лишь мнение одной стороны, а как было на самом деле – сказать трудно. Может быть, это девушка поставила условие: "вот станешь офицером, тогда выйду замуж за тебя", может, именно это условие было решающим в принятии решения папой стать военным.

Но, так или иначе, отец пишет

Была ли у нас страстная любовь к друг другу или просто товарищеская привязанность? До сих пор не могу ответить на этот вопрос, прожив дружно вместе более 60 лет.

Любопытно, что мама оставила девичью фамилию (Малинина). Почему так получило - не знаю, даже не интересовался, эта тема никогда не поднималась. Но сама мама рассказывала такую историю:
Брат Сережа ходил в детский сад (значит - начало 50-х). Как-то в детском саде воспитательница сказала маме что-то вроде того, что "как вам непросто быть мачехой"
"Как так?" - удивилась мама
"Ваш Сережа сказал, что вы - неродная в семье"
Потом выяснилось, что он сказал: "У нас в семье все Колесовы, только мама - не Колесова"


Не знаю, как у них было в молодости, но товарищеская привязанность и взаимное уважение у них была точно (а прожили вместе они более 65 лет!) с довольно четким разделением зон ответственности. Я их знал, когда они были уже в довольно взрослом возрасте (я родился, когда им было по 38 лет), когда страсти уже не те, что в молодости. Но все же: разумеется, у них были какие-то размолвки, но не помню, чтобы было что-то сколь-нибудь серьезное. Никогда даже намеков не было на идею развода, каких-то упреков в плане "личной жизни".

Но и не было никаких сюсюканий "как мы любим друг друга". Отец время от времени говорил о том, как он любит "курносую Римму", но это делалось обычно в несколько ироничной манере, но было видно – совершенно искренне. Мама о какой-то "любви" не говорила никогда.
Еще, отец не раз упоминал о том, что очень ценит порядочность своей супруги, которая, в частности, "не писала жалобы в политотдел". Это очень важный момент: можно предположить, что поводы были, и практика такая в те времена тоже была.

Они свои отношения проявляли не словами, а делами. Это были в первую очередь верные, надежные друзья. Я не помню, чтобы у них были какие-то споры в отношении воспитания детей, реализации каких-то жизненных проектов и планов. Я уже не раз писал, что очень благодарен родителям за то, что они никогда не вмешивались в мою жизнь, не приставали с советами (никогда не было "требований), но всегда были готовы помочь словом и делом.

При этом они не шли по жизни "связанные одной цепью". Например, я родился в Москве, когда отец временно работал начальником ДКА в Куйбышеве (планировалось, что туда переедет и вся семья, но потом его вернули в Москву). Они очень проводили отпуска по-отдельности (это даже видно по фото): мама летом с детьми, отец – в другое время года. С 1970 года более десяти лет отец ездил работать в Сибирь на водных туристических маршрутах (Енисей, потом – Лена), мама приезжала к нему туда совсем не каждый год, на 2-4 недели.

А это - их Золотая свадьба, 7 января  1989 года, со всей большой семьей Колесовых.


А потом была еще и Железная (65 лет).




Комментариев нет:

Отправить комментарий