воскресенье, 14 июля 2019 г.

13.07.2011. Соловки. На лодках по озерам и каналам

Знакомый написал несколько постов в ФБ о Соловках, вот и я вспомнил.

Дело было ровно восемь лет назад. Второй день нашего пребывания на Соловках (это был купленный тур с тремя ночам, одна из них в Кеми, два с половиной дня на острове).
В первой половине дня - запланированная экскурсия по озерно-канальной системе Большого Соловецкого острова.
(все фото можно посмотреть крупнее, если щелкнуть мышью)

Про то, что Соловках есть какие-то каналы - это я слышал еще раньше. И слышал характерную фразу - "Монахи построили каналы".

У меня по поводу этой фразы и раньше были некоторые сомнения, но там на месте все стало понятно окончательно.
Она справедлива. Но ровно в том смысле, как когда мы говорим "Николай I построил Николаевскую железную дорогу" или "Петр I построил Санкт-Петербург".

Каналы, в моем представлении, почти однозначно ассоциируются с решением транспортных задач, но особенность Соловецких каналов заключается в том, что они решали совсем другую задачу - увеличение стока пресной воды в Святое (центральное) озеро острова.

Поначалу решалась задача надежного водоснабжения растущего населения (а можно использовать только поверхностные воды, которые пополняются осадками, колодцев там нет), а в начале 19 века - обеспечение потока для работы водяных мельниц.
Конечно, каналы использовались и для транспорта, но целевая задача - сток воды.

Идея заключалась в том, что на Острове есть множество небольших озер, которые находятся на разных высотных отметках. По каналам вода из них течет не "абы куда", в в нужное место.

Вот такое теоретическое вступление.

На этой карте - схема нашего дня 13 июля. До обеда - групповое путешествие на лодках по каналам-озерам, после обеда - самодеятельно на великах на остров Б. Муксалма через знаменитую валунную дамбу.

Сейчас в этом посте - на лодках.

Утром - сбор нашей группы о "офиса туризма" и оттуда по лесной дороге - к лодочной станции, идти километра два.

По дороге - еще одна "фишка" Соловков: "Филипповские садки". Вот тут виден один из таких заливов с дамбой

Имя "Филипп" часто упоминает на Соловках, нужно немного сказать о нем.
Митрополи́т Фили́пп II (в миру Фёдор Степа́нович Колычёв) - известный церковный деятель времен Ивана Грозного. В жизни Филиппа - два основных этапа: 1540-55 - Соловецкий монастырь (с 1548 - настоятель), 1556-58 - Митрополит Московский и всея Руси.

Судя по всему, Иван познакомился с Филиппом в 1551 году во время приезда в Москву на Стоглавый собор, и игумен произвел на царя очень позитивное впечатление. Есть много подтверждений, что царь его ценил и уважал его мнение. Собственно, именно Иван перевел его из Соловков в Москву и назначил главой Русской церкви. Но Филипп, как известно, оказался "твердым орешком", с самого начала стал выступать против методов управления страной Иваном, царь не смог его "переубедить", в результате довольно быстро митрополит попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым".

Но до этого Филипп отличился на Соловках.
Вообще-то, первое монашеское поселение на островах появилось в 1429 году, его основали некиеГерман и Савватий. Но датой создания собственно монастыря считается 1436 год, он был основан монахами Зосимой и Германом. Это были земли Новгородской республики.

Но именно на правление игумена Филиппа (Колычёва) пришелся этап перехода монастыря в новое качество стратегического форпоста Руси на Севере, что сопровождалось созданием тут новой инфраструктуры (крепость, соборы, каналы и пр...).

Судя по всему, Филипп проявился себя как очень способный руководитель и уважаемый духовный наставник. Но все же нужно четко осознавать, что развитие Соловков осуществлялось за счет целенаправленных государственных инвестиций (в виде прямого финансирования и налоговых льгот, в выделении земель и крестьян и пр.).

Возвращаемся к "филипповским садкам", созданные в его времена.
Это - заливчики, отгороженные от мора дамбами. Основная версия их создания - они использовались как "ванны для живой рыбы", для хранения излишков пойманной рыбы.
Дамбы были построены так, что во время прилива вода переливала через край, заполняя залив, а при отливе просачивался обратно. Таким образом вода постоянно циркулировала.

Но современная фишка заключается в том, что сегодня уровень дамбы почти на 1 метр выше максимального уровня моря.
Как нам тогда там пояснил экскурсовод, причина - постоянный подъем поверхности острова, типа 0.3 мм в год...
Но я никаких подтверждений данным о "повышении уровня земли" в Интернете не нашел...

Идем дальше по дороге

Небольшой привал в пути

Дошли до лодочной станции

Поплыли

Погода приятная - нежаркая!

Вернулись на лодочную станцию

Около поселка и монастыря - небольшое, но работающий аэродром

Это тоже канал - как он впадает в Святое озеро

Вот поляна с кемпингом. Около поселка

В поселке

Но самое интересное пушествие - после обеда. На великах!

1. Впервые я попал сюда с родителями, в 1967-м, когда мне было 13 лет. С Соловков только-только вывели воинскую часть северного флота. Все в полной разрухе. Преображенский собор обезглавлен, на колокольне пятиконечная звезда (кстати, именно так монастырь выглядит на современной 500-рублевой купюре). Разумеется, никаких экскурсий, гостиниц и пр. Поселиться можно было в бывших казармах - помещениях на 20-30 коек в монастырских постройках. Готовили сами на общей кухне. Очень сильно впечатлили тогда стены монастыря, везде можно было полазить. И конечно, один из самых незабываемых моментов - плавание на лодке по каналам, купание в озерах. Лодку можно было просто взять напрокат у местных жителей. Помню, по берегам каналов невероятное количество подосиновиков, которые мы потом жарили на общей кухне.
    Ну а потом я здесь побывал уже с детьми в 2000 году. На соборе уже восстановлены главы. Монастырь уже действовал. Были экскурсии на Анзер, на Заяцкие острова, на Секирную, на Муксалму. И в том числе на лодках по каналам. В общем и подрастающему поколению показал, и сам поностальгировал.

1. Мы там были летом 2011. Очень интересная и поучительная поездка. Впечатлений много и разных. С одной стороны, вроде бы все там восстанавливалось, с другой - впечатление заброшенности...
      Первое, что удивило, что Соловки относятся к Архангельской области, хотя все взаимодействие (транспорт и пр.) идет с Карельским побережьем (Кемь, Беломорск и пр.).
      Второе, что я там увидел: не понятно, кто на остове хозяин.
      Раньше, хозяином был Музей. А потом появился Монастырь. И еще есть Поселок.
      Основное противостояние - между музеем и монастырем. При этом у каждого свои интересы и представления о развитии острова.