воскресенье, 9 июня 2019 г.

09.06.2019. Очередной день рождение моей мамы

Основной раздел тут:
В течение нескольких десятилетий в этот день проходил большой сбор семьи моих родителей Колесовых: их дети (три сына), кто-то из друзей родителей, потом прибавились невестки, внуки...

Мы собирались на такое застолье несколько раз в году, но главное было именно 9 июня. Это был такое сбор перед летними разъездами... Потом собирались только 9 сентября (пока я жил с родителями) - "подведение летних итогов". На день рождения отца не собирались никогда: 16 июля все были в разъездах, а главное не было самого новорожденного - он был в поездках...

Сегодня я хочу отметить этот день просто публикацией фото моей мамы, Малининой Риммы Алексеевны, такой, какой я ее видел только на фото: я - "поздний" ребенок, маме было уже 38 лет (старшему брату Юре было 14, Сергею - 7).

Для начала вот такая история, которую мама иногда вспоминала.



Она приходит в детсад за Сережей. С ней беседует воспитательница и говорит что-то такое: - - - Да, наверное, вам не просто воспитывать пасынка..
- О чем вы?
- Ну, как же, Сережа недавно сказал: "У нас все в семье родные, только мама неродная"...

Он имел в виду, что у мамы другая фамилия. 


Почему она при регистрации брака оставила девичью фамилию, никто не знает, родители никогда не говорили, да и никто не придавал этому значение. Почему-то я никогда у мамы тоже не спрашивал. При том, что родители прожили вместе всю жизнь, более 65 лет... 7 января 2004 года отмечали их Железную свадьбу.

Об истории знакомства и "ухаживаний" родителей, к сожалению, почти ничего не известно. Понятно только, что познакомились они, когда учились в Горьковском (Нижегородском) пединституте, папа - историк, мама - математик. Но поженились только через пару лет после его окончания, в первых числах 1939 года.

Мамины родители - сельские учителя села Карауловка (Гагинский район, Нижегородская область), Алексей Васильевич и Анна Михайловна (Троицкая, ее отец был священником).
И четыре (!) дочери-погодки: Ираида (но ее все звали Ира, 1913), Римма (1915), Нина (1917), Лариса (1918).

Свидетельство о рождении мамы. Даты выдачи нет, но очевидно, что этот документ был выдан только через несколько лет после "события"


На этом фото: в первом ряду слева направо: Лариса, Алексей Васильевич, Анна Михайловная, Ираида (кажется, так)...
Во втором ряду слева направо: Нина, Римма, ...

Тут полностью представления женская часть семьи Малининых:
Сидят, слева направо: Екатерина Михайловна Троицкая (тетя Катя, сестра моей бабушки), Лариса, Анна Михайловна (моя бабушка), Ираида. Стоят: Римма и Нина.


Вот еще женское фото - сестры.
Граня (двоюродная сестра мамы, с которой она поддерживала отношения всю жизнь), Нина, Римма, Ираида. Нет Ларисы.


Моя мама пошла по стопам своих родителей (как и ее сестра Лариса). Сначала она закончила Горьковский педагогический техникум (1930-33 гг),


получив квалификацию "преподавателя школы 1-й ступени" (начальной),



А потом сразу поступила в Горьковский пединститут по специальности "математика" (1933-37гг).



 

Любопытный момент: обратите внимание на дату выдачи диплома - 19 ноября 1939 года. Во-первых, через два года после окончания института. А во-вторых, именно 19 ноября 1939 года мама родила сына Юры в Бобруйске.
Аналогично с дипломом отца: у него дата выдачи - 29. октября 1939 года, хотя он в это время "освобождал Польшу" в Белостоке...

Во время обучения в институте она познакомилась с папой (он учился параллельно на историческом факультете).


После окончания вуза мама начала работать в городе Сергач (в 50 км от ее родного Гагино), а отца (еще не мужа) почти сразу призвали армию. Там он решил остаться кадровым военным, в конце 1938 года приехал на побывку в Горький, где они поженились с мамой 7 января 1939.  Отец отправился по месту службы в Бобруйск, в марте 1939 к нему приехала мама...

О своих дедушках и бабушках я знаю мало, почти ничего.  Родители мамы были сельские учителя, скорее всего начальной школы в самой Карауловке. Кем были родители деда, Алексея Михайловича, не знаю, наверное, он был родом из Карауловки.
А его жена, моя бабушка, Анна Михайловна, была родом из соседнего села Ломакино и носила фамилию Троицкая. По рассказам, ее отец был священником в Ломакино.

Судя по некоторым рассказам, Ломакино было тогда довольно крупное село. Оно в своей время получило известность еще и тем, что так родился и жила его семья генерала Власова, который перешел в 1942 году на сторону Германии. По информации из Вики, жители села хотят (или хотели) создать в деревне музей этой не очень однозначной истории.
Но я сомневаюсь, что у них что-то получится, поскольку сегодня Ломакино - это довольно грустное захолустье.

В этом году (2019_ во время краткого автопробега я побывал в "родительских местах", в том числе заехал в Ломакино.
Село стоит в четырех км от трассы Болдино-Гагино. Разбитая асфальтовая дорога, в само селе - скорее запустение. Церкви нет. Вместо нее - памятник ВОВ. Рядом мемориальный крест, на котором есть надпись с небольшой историей. Про священника Троицкого упоминаний нет, но возможно, он там служил уже после создания церкви.





Выезжая из села, мой кроссовер засел в песок, откуда мы его выталкивали с помощью местной детворы...

Конечно, заехали мы и в Карауловку, но я только смог очень приблизительно определить место, где стоял дом родителей мамы (на берегу пруда)






У бабушки Анна Михайловны была сестра Екатерина Михайловна Троицкая (тетя Катя, как ее называла мама), которая была фактически членом нашей семьи Колесовых (родителей). Не знаю, чем она занималась по жизни и как жила раньше, но после Войны она жила с родителями в Москве на Хорошевке, помогая по дому и занимаясь детьми. Она умерла в 1950 годну и похоронена на Ваганьковском кладбище, ее могила стала семейной Колесовых.

Село (или деревня?) Карауловка находится примерно в 10 км от районного села Гагино, примерно в 5 км от трассы Гагино-Лукоянов. Сегодня туда идет относительно приличная асфальтовая дорога, само село большое.
Но тоже...
Бабушка Анна умерла в апреле 1945 года, через некоторое время дед Алексей Васильевич женился второй раз, у него было еще дочь и сын. Он умер в 1970 (кажется, так).
В 1960х мама ездила навещать его (обычно - сначала в Горький к сестрам). В начале 1960х два раза (как минимум - что я помню) брала меня с собой (в Горьком мы всегда останавливались у тети Нины,
она была для нас самой близкой теткой (с ее замечательным мужем, дядей Андреем).
С тех пор помню какая это была глухомань. Электричества в Карауловке не было! Дорога - только проселок, никакого транспорта.
Что характерно - в Гагино было полевой гражданский аэродром. Из двух поездок в Гагино мы с мамой три раза летали на самолете (Ил-14, Ли-2 и Ан-2) и только один раз (в один конец) - на автобусе через Лукоянов (как сейчас помню - чешский автобусы Татра). То есть проще было долететь, чем доехать 200 км...




Мои родители - Колесов Александр Николаевич и Малинина Римма Алексеевна - поженились в первых числах 1939 года. При Советской власти это событие отмечалось обычно на Новый год, но после Перестройки выяснилось, что нужно отмечать на Рождество...




Всю жизнь, до 1968 года, мама работала учительницей математики. Являясь при этом женой офицера.
В 1939 году отец служил в танковой бригаде в Бобруйске, которая в сентябре двинулась в Польшу.


19 ноября 1939 в Бобруйске родился мой старший брат Юра. И вот любопытный факт: свидетельство о рождении ему было выдано через несколько дней в Белостоке (мама проделал путь с младенцем расстояние в несколько сот километров).

В конце 1940го у родителей появился еще один ребенок, девочку Люся. К сожалению, она умерла от какой-то болезни через два года...

22 июня родители встретили в Минске (там служил отец). Через неделю в городе были немецкие войска. Мама и Юра всю войну провели в деревне у ее родителей, мама работала в Гагино... Отец - на фронте.




Тут (наверху) мамы нет, но есть ее мама, которая тоже работала всю жизнь (как и отец мамы) учителем

А тут мама есть - коллектив учителей школы Гагино, 1946 год


Вот как выглядит Гагинская школа сейчас (лето 2019 года):

Вот что было потом:







Далее - несколько фото 1950 года, Светлогорск, Калининградская область. Как я понимаю - мама в военном санатории.











 Но тут не вся семья - нет Юры


Тут тоже не вся семья - нет папы.
Это я уже немного помню: Джубга, 1957 год (кажется, так)

 Это я я тоже помню: мы поехали из Москвы в Горький на пароходе (колесном! "Мельников-Печерский", я почему-то ревел)


 А это поездка мамы с Юрой по Волге на пароходе "Клим Ворошилов"





В 1968 году мама повторила плавание по Волге, но уже со мной - мне было лет, как примерно тут Юре...

Кстати, обратите внимание: число детей на "южном отдыхе" уменьшается: сыновья уходят в "самостоятельное плавание"...


На этом фото я заканчиваю этот рассказ, поскольку я с этого момента уже все помню... :-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий