понедельник, 15 июня 2015 г.

Олимпийская инфраструктура Сочи-2014: одноразовая, крайне дорогостоящая, жутковатая штуковина…


Предыдущая запись этого цикла: http://akolesov-travel.blogspot.ru/2015/06/1.html

=================================


"Посмотри и расскажи – что там с олимпийской инфраструктурой" – это задание я получал почти от каждого знакомого, которому сообщал о моей предстоящей поездке в Сочи (очередная конференция фирмы "1С").

Кратко докладываю:

Олимпиада Сочи-2014 – это характерный пример положения дел в стране, причем достаточно масштабный пример. Демонстрация неэффективности, показуха и создание проблем на будущее.


Скажу сразу: полезные вещи, которые нужны сейчас и будут нужны в будущем, там тоже появились (три вещи  - горнолыжная зона в Красной поляне, автодорога туда и реконструкция аэропорта). Но все остальное – ж-д от Адлера, практически весь "прибрежный кластер" и более половины объектов зимнего кластера – это выброшенные деньги. Для постановки одноразового представления под названием "Олимпиада".

Для начала: общие схемы расположения "места действия":


 Прибрежный кластер


Вот данные об экономических показателях проекта.
Затраты на подготовку Олимпиады составили по разным оценкам от 40 до 60 млрд. долл. (см. http://news.sportbox.ru/Novosti-dnya/spbnews_NI400866_Olimpiada-2014-stanet-vtoroy-v-mirovoy-istorii-po-rashodam). Для сравнения: бюджет зимней Олимпиады в Ванкувере в 2010 году составил $2 млрд., а в Турине в 1996 году — менее $3,5 млрд.
Конечно, на это можно возразить: там использовалась уже существующая инфраструктура, а тут все делалось с нуля.
Это не так.
1) Все "с нуля" можно было сделать, как минимум, в два раза дешевле.
2) Многое из "сделанного" придется просто сносить.

Самый дорогостоящий объект: автомобильно-железная дорога Адлер-Красная поляна. Стоимость - 266 млрд руб. (по курсу того времени – 8-10 млрд. долл.). Из этой суммы, не менее 60% - стоимость ж-д, которая не нужна была тогда и не нужна сейчас. Стоит вопрос о ее демонтаже.
Ее можно оставить только, если есть планы ее продления через Кавказский хребет в центр России. Т.е. сделать тут магистральный ж-д путь Сочи-Россия.

На эти деньги "можно было построить 940 километров (а построили 48 км!) качественных четырехполосных дорог в России, что существенно превышает ежегодный ввод дорог в стране" (см. . http://www.online812.ru/2013/05/31/003/)

Проблема в том, что история с Сочи-2014 еще не закончена. Мало того, что туда зарыли огромные объемы денег, поддержка созданной инфраструктуры требует постоянных значительных затрат. А кроме того, она занимается большие (дефицитные там) площади. Нанесен серьезный ущерб природе и ландшафту. Я видел оценки в 7 млрд. долл., только на поддержку созданной инфраструктуры на ближайшие три года.

В общем, я думаю, что в недалеком будущем вопрос о демонтаже 70% созданной там инфраструктуры будет рассматриваться серьезно. В первую очень, нужно сносить прибрежный Олимпийский парк и железную дорогу (хотя денег они стояли немеренно).

О том, что у нас Олимпиада готовиться как-то не очень правильно, я знал с самого начала, потом это мнение только укреплялось, получая новые подтверждения. 
Но проблема не самой Олимпиаде. Дело в том, что проект Олимпиады – это пример (причем довольно масштабной) положения дел в стране, методов управления страной и ее экономики.
События, которые последовали в марте 2014 года и потом – это прямое логическое продолжение "олимпийского проекта".

Очень дорогостоящее, крайне неэффективное, показушное...
Я слышу довод: "ну, хоть за огромные деньги, но хоть что-то позитивное сделали".

Но это не совсем так. Да, позитивные результаты есть. Но есть и негативные (нам потребуются огромные средства для сноса половины созданного). Так что вполне возможно, что в сумме по результатам никакого плюса не будет вообще.

Получается, что проект была реализован для удовлетворения амбиций отдельных людей и и для пускания пыли в глаза нашу народу. Думаю, что любой думающий человек, видя всю эту инфраструктуру, отлично понимает, что все это - выброшенные деньги, бутафория.

Представьте себе - поддержка неиспользуемых ледовых дворцов (в субтропиках!), помпезная железнодорожная инфраструктура (в горных условиях!), которая не нужна, но занимает место и портит природу.

При этом масса реальных проблем, в решении которых нуждались Сочи, не были решены. Например, как не было так и нет нормальной автодороги Россия - Сочи. Единственная дорогая - старая Туапсе - Сочи. Я так не был, но слышал отзывы - как был, так и остался узкой, сложный серпантин вдоль моря. Медленная и опасная.

Остаются проблемы с канализацией...

Так и не сделали дорогу Красная Поляна - Архыз, чтобы связать Сочи с Северным Кавказом (планировали, даже начали делать туннель, но забросили - не хватило денег, не успели, зато сделали ненужную ж-д в Красную Поляну).

Вот еще фото:

Так выглядела Имеретинская  низменность "до того" (участок побережья между реками Мзымта и Псоу). Тут все было не застроено, потому что
1) это в основном болота
2) важное место с точки зрения экологии (гнездование перелетных птиц)






Это макет застройки, в общем-то, реализованный




Голубые здания - Олимпийская деревня, что там сейчас - не узнал, но жизни не видно


Ж-д вокзал у Олимпийского парка. Как я понял - с тех пор не используется

Ж-д вокзал в горном кластре


Второй вокзал в горном кластере  (гулять, так гулять!)



Такий отелей в горах я нигде в мире не видел


Вид на городок в горном кластере. Такой крутизны я нигде больше не видел (хотя видел много лучших горных курортов мира).

Мне удалось заснять только мосты, туннели у меня не получились. В Альпах много ж-д дорог (очень МНОГО!), но они там как-то визуально почти не заметны. И главное - они используются...



Ж-д вокзал у аэропорта вообще давно закрыт



Если будет интересно более подробный анализ (приморский кластер, горный кластер и транспорт), могу дополнительно рассказать.

10 комментариев:

  1. Типичный "белый слон".
    А почему на ж/д сняли электрички? Это ведь более экологичный вид транспорта чем автомобили.

    ОтветитьУдалить
  2. Сняли электрички потому, что они никому не нужны, нет пассажиров, они не рентабельны. Кстати, электрички в Красную поляну есть (кажется, 5 в день), но это так - для отчетности наверх.
    По поводу экологии. Сама прокладка ж-д по ущелью - это огромный удар по экологии. А прокладка электрической ж-д - двойной удар, так как нужно еще прокладывать электроподвеску. Кстати, так по дороге еще через каждые 30-50 м установлены камеры видеонаблюдения.

    Еще раз скажу: в Альпах полно ж-д, но сделаны они так, что их там нв видно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Электрички у РЖД везде нерентабельны. Это же не повод снимать движение. Теперь пассажиры электричек пересели в автомобили - и будут наносить ещё бОльший урон экологии.

      Удалить
    2. Очень даже повод.

      Вы так думаете, я думаю иначе. Давайте, привлекать к делу ученых и изучать подробнее.
      Но если вы думаете, что ж-д не приносит урон - вы глубоко заблуждаетесь. В том числе и электрические. Удар по природе - это совсем не только выбросы газов, но и исковерканный ландшафт, нарушение территории.

      Никаких там больших грузопотоков нет вообще.

      Посчитать все можно. Но я говорю о другом: я сравниваю, как сделано там и тут.

      Приведу вам простой пример: 99% туристов в Шамони (100 км от Женевы, один из самых крутых и населенных горных курортов) прибывают туда автотранспортом. И этом можно сказать про почти все альпийские горные курорты. Поверьте - там тоже за экологией следят.
      Туристов в Шамони (только там, при том, что по ущелью еще несколько крупных курортов) раз в 10-50 больше, чем в Красной поляне.

      Удалить
    3. Ну если повод - тогда в РФ вообще ничего кроме автомобилей (и самолётов для дальних дистанций) не останется. И это будет самый мощный удар по экологии.

      Железная дорогая разумеется влияет на природу. Но гораздо меньше, чем шоссе с автомобилями. Однако шоссе оставили, а ж/д закрыли.

      Удалить
    4. Извините, но я не очень знаю, насколько вы в курсе темы.
      Проблема закрытия ж-д в России заключается в том, что у нас автодорог и аэропортов еще меньше. Они не способны заменить ж-д и самолеты. В США за последние десятилетия длина ж-д сократилась в 2-3 раза, их разбирают, чтобы не мешали.
      Эффективность автодорог (в том числе с учетом экологии) - в среднемагистральном плане выше, чем жд.

      Примерно тоже самое в Европе. Основной транспорт - автомобильный. Там за экологию волнуются больше, чем у нас.

      Второй аспект. Есть разные ж-д. Если узкоколейки местного значения и есть магистральные, тяжелый, скоростные.
      В Альпах по ущельям не ходят магистральные поезда. Это - небольшие, малонагрузженные, низкоскоростные дороги.
      Стоимость такой дороги - в десятки раз меньше, чем магистральное.
      Вы посмотрите на фото - как у нас сделаны вокзалы в Красной поляне. Ничего подобного нигде в мире нет. Такой вокзал есть в Лионе (Франция), но это - крупнейший транспортных центр Юга Франции. В Гренобле (тоже крупный центр) - простенький, примерно, как станция Отдых (Жуковский). В Шамони (крупнейший курорт) - примерно, как вокзал Волоколамска.

      Удалить
    5. Эффективность железных дорог (в том числе экологическая) выше автомобильных.

      Удалить
    6. Мы выяснили позиции друг друга :-)

      Удалить
    7. Я только что из Архыза 2 дня назад. Дорогу строят . Всего 10 км асфальта , но сыпят дальше , только начали.. 2 моста . Медленно строят , нарушая экологию заповедных зон. Где построено , зверью перейти негде. Тропы к водопою перегорожены дорогой и стенами. Просто рубятся в горы. Вокруг разводят отвалы и красота места исчезает. То же самое происходит со строительством нового горнолыжного курорта в поселке Романтика , выше Архыза. 100 тыс за сезон к ним уже приехало. Ожидают больше. Регион не имеет вообще вывоза мусора ни бытового , ни строительного. "Засирают" и российские власти и местные. Деревья рубят и мусор сыпят. Из положительного есть одно - хорошие очистные сооружения на европейском уровне, но это у крупных сооружений. Но есть ли запас на будущее? Наверное здесь производство воды Архыз постаралось. Фирма Висма. Место красивейшее, курортное.. Процветает как везде клановость. Работать не хотят. Только денег давай. Каждый одеяло тянет на себя.

      Удалить
    8. А что говорят по поводу туннеля между Красной Поляной и Архызом? Я знаю из разных источников, что там еще в 2010-111 гг пробили техническую "дырку", но тогда же стройку заморозили.

      Удалить