среда, 9 февраля 2011 г.

Как можно сбиться с трассы на Чегете


Обсуждение моего поста по поводу трагедии на Чегете продолжается (запись тут http://akolesov.livejournal.com/256595.html, а основная дискуссия тут http://community.livejournal.com/mountains/1038440.html). Хотя, честно говоря, я не вижу тут предмета спора. Чегет – это "дикая гора", за состояние которой никто не отвечает, и каждый катающийся тут все риски берет исключительно на себя.

Так было и в Советские времена, то тогда в силу ряда обстоятельств, порядок на горе был намного лучше. Сейчас хуже. Советские времена ушли, а новые, капиталистические не пришли. В результате гора (и не только) откатились во времена феодального или еще более раннего строя. Кого-то (в том числе из числа катающийся) это вполне устраивает. В принципе, лично меня, тоже.
Вот только люди гибнут. Те, кто не понимает, что, приехав в Терскол, он попадает эпоху "доисторического материализма".

По новой, уточненной версии, трагедия произошла со всем не так, как это рассказывали в официальных новостях и на РБК (http://top.rbc.ru/incidents/06/02/2011/538998.shtml ). По версии, приведенной тут (http://www.snowadventure.ru/news/860) дело произошло у спуска с Чегета к БТР (в ущелье Донгуз-Орун).

Был задан вопрос:
"как можно заехать на дальний Юг к БТРу сбившись с трассы"
Отвечаю.

На Дальний Юг случайно не заедешь. Но БТР – это не Дальний Юг, к нему сбиться с трассы очень легко. И это происходит на Четеге регулярно. И проходить при этом нужно (именно НУЖНО, другого варианта уже нет) через ОЧЕНЬ лавиноопасный склон. Туда попадают (случайно!) многие. Лавина, к счастью, так сходит не каждый раз.

Вот посмотрите на карту.


Дальний Юг – это трасса, на которую можно попасть только с верхней точки бугеля Шагобан на Чегет-3 (там нужно немного пройти по каменной перемычке в самом начале, а потом уже выходишь на дальне-южные поля). Нужно уходить сильно по траверсу и выйти на место, где река вытекает из Озера. Этот ход достаточно безопасный, но все же идти нужно группой, соблюдая правила. С гидом.

Проблема Дальнего Юга заключается в том, что туда можно идти только при большой снежном покрове. Иначе не пройдешь по ущелью вдоль реки – там будет сплошой бурелом и камни.

Юг (или Средний Юг) – это стандартная трасса Чегета. Я считаю – лучшая на горе. Из нее можно было бы сделать "конфетку" не хуже, чем 7-я трассы в Червинии. Если бы это место было в Альпах, то так бы и сделали.

Но тут есть проблема, которая проявляется именно в последние 10-15 лет. Трассы на Чегете не маркированы (не обозначены, нет даже вешек). И тут легко сбиться с пути, уйти по ложному следу. Вот в том месте, где в сторону уходит красная линия.

Сверху этот вариант кажется проще и многие уходят направо. Это – регулярная ситуация, которую я видел и в этом году не раз.

А выхода оттуда обратно на Юг нет. Точнее, он есть, но он не виден (если четко не знаешь), в любом случае нужно ногами переходить длинные перемычки по траве.
Вы там попадаете в западню, которая приводит вас на лавиноопасный склон, который выходит к БТР.

Стандартный вариант. Доски ходят не так часто. В 90% можно проскочить. Этим ребятам выпало 10%.

Вопрос.
Почему нельзя на Чегете хотя бы просто вешками обозначить трассу?

Вопрос, конечно, риторический…

Нельзя потому, что это Терскол. Регион, который живет по законам "доисторического материализма".

Искренне хочу посмотреть, как наше ПиП (Президент и Премьер) будут создавать на Кавказе курорты мирогового уровне.
Впрочем, время уже давно пошло.

P.S. Фото в начале записи и тут - это верхняя часть Юга, 28.12.2010. Я снимаю.


Отличное место! (за четыре для до этот тут было очень плохо, заструги, неравномерный наст).
Как раз вот тут (чуть ниже) нужно уходить налево. А следы ведут направо, к БТР...

Комментариев нет:

Отправить комментарий