Продолжение отчетов о поезде 08-22.01.2011, 4 Долины, Вербье (Швейцария)
Предыдущая запись: http://akolesov-travel.blogspot.com/2011/01/08-22012011-4.html
Начал писать про Монт Форт, но понял, что начала надо все же сказать о местных трассах, их маркировке и картах.
Кстати, кому интересно: фотоальбомы по первым дням уже опубликованы (но без комментариев):
08.01.11. Москва-Вербье: http://photofile.ru/users/akolesov/115879280/
09.01.11. http://photofile.ru/users/akolesov/115879560/
10.01.11 (но без двух ски-туров): http://photofile.ru/users/akolesov/115879742/
Кстати, вот еще последние 5 дней Терскола: http://photofile.ru/users/akolesov/115879117/
Теперь про трассы Верьбе.
В целом карта-схема тут довольно слабая. Как и маркеровка трасс. Конечно, не заблудишься, но по карте понять реальную ситуацию сложно.
Примерно так же "не очень здорово" было в прошлом году в Валь Ди Фаса – СеллеРонда.
В Австрии, Франции – очень хорошо, в США – отлично.
Трассы не имеют номеров или названий. Ни на карте, ни на самой горе. Вешки стоят, но номеров трасс нет. По какой реально ты едешь трассе – непонятно. Трудностей для спуска, в общем-то особых нет, но с точки зрения безопасности – непорядок (вы не можете указать в случае необходимости, где вы находитесь).
На карте нет схемы перемещения по зоне на скибасах. Это можно выяснить только методом "тыка" на месте или, внимательно изучая документацию (что непросто и занудно).
Вид трасс.
Маркированный и немаркированные. Патрулируемые и непатрулируемые. Ратрачиваемые и нератрачиваемые.
Обратите на все эти моменты внимание! Это может быть очень важным в плане страховки и оказания помощи.
Это требует особого изучения (честно, говоря я это не изучал детально), но, возможно, катание вне трасс не попадает в поле ответственности страховки. Точно так же, как и по непатрулируемым трассам.
О том, что вы выходите на непатрулируемую трассу предупреждают транспоранты – читайте их.
И еще: опасные и страшные (для лыжника) – это совсем не одно и то же!
Как это ни парадоксально, но самые опасные трассы – это самые легкие. Пологие, быстрые. Падение на пологий склон – самая неприятная штука. Вы там расслабились, разогнались, подскользнулись… Там больше народу, поэтому есть вероятность столкновения.
Сложные трассы страшные, но в большинстве своем неопасные. Крутые, с буграми – тут с вами ничего не случится. Даже если нервыподведут и вы "встаните в ступор". Даже если упадете, и даже если прокатитесь немного по склону…
Хотя, конечно, тут все не так просто… Но главные тезис прежний: самые опасные трассы – это самые легкие…
Разумеется, я при этом не имею в виде откровенно райдеровские трассы, когда вы можете улететь с трассы в камни или в обрыв, или попасть с тяжелый снег и зарыться в нем. Не говоря уже о лавинах-досках (но их тут нет).
Итак, более конкретно по трассам
Синие, красные и черные трассы – ратраченные, маркированные (с двух сторон вешки), патрулируемые. Без бугров! Но могут быть очень скользские, ледянистые.
Единственное исключение: черная трасса с Монт Форт – ее верхний крутой участок не ратрачится, весь в буграх. Я уверен, что это делается сознательно, в этом ее "фишка".
Но здесь, в Вербье, народ (не все, но многие) ходит и не эти трассам, а по всем пространствам между ними. Там, конечно, нарывают бугры, но часто они не очень большие.
Но ходить часто вне трассы (например. Рядом) бывает проще и приятнее, чем по трассе. Потому что там не жестко, нет льда. Это особенно важно в погоду, как у нас сейчас – солнце, жестко… Но идти нужно именно по раскатанным местам, так как "целяк" – это сейчас часто просто лед.
Это надо иметь в виду: народ часто идет вне трассы, просто потому, что это проще.
Кроме того, тут есть "желтые" трассы – это не ski-run, а ski-tour. Для опытных лыжников.
Тут могут ходить 200-300-лыжники, но только в сопроводжении опытного проводника.
Желтые – это нератрачиваемые, но МАРКИРОВАНЫЕ - стоит одиночная цепочка хорошо заметных даже в плохую видимость (кажется, с какой светящейся краской) желтых вешек.
Многие из желтых – непатрулируемые. Вы тут идете на свой страх и риск. Но, есть точная гарантия, что тут не будет особо критичных участков. Пройдут все! Даже 200. И ходят! Нужна только психологическая и желательно физическая готовность.
И наконец, тут есть масса внетрассовых вариантов (немаркированных, нератрачиваемых, непратрулируемых). Есть очень сложные и рискованные. Есть простые и приятные. Но в любом случае – только в группе, в сопровожении опытного проводника (а не просто сильно катающегося человека: проводник и классные лыжник – не одно и то же).
Еще несколько важных местных "фишек".
Целый ряд "магистральных" спусков 4 Долинах выполнены в виде ЖелтыхТрасс.
Спуститься с перевалов Вербье в Ненду можно только по Желтым (или на "чемодане" Попасть (быстрым и красивым путем) из Ненды в долину La Tzoumaz – только по Желтой (тут подъемника нет).
Я уверен, что это сделано тут специально (обычно делается так – есть и сложный и простой вариант спуска). Может быть, даже для того, чтобы поддержать "марку" зоны.
НО!
Ряд Желтых трасс в нижней половине выполнены в виде отличных, отратраченных, красивых трасс. Но, чтобы пройти по ним, нужно сначала пройти по бугристым крутякам. Опять же уверен, что это сделано специально.
Особенно классная трасса идет от перевала Chassoure в долину Ненда (Tortin или Siviez). Но сначала – по буграм (впрочем, не очень уж и сложным).
А вот при спуске в Ненда от перевала Col Des Gentianes нужно быть внимательным. Спуск начинается с очень простой пологой трассы (в начале стоит платак-предупреждение, но его можно не заметить), а потом переходит в длинный крутяк (как минимум метров 500 по вертикали, Чегет отдыхает…)
Еще, предупреждение для "чайников".
Имейте в виду, что в общем случае спускать на кресельном подъемниках не разрешается. Если вы поднимаетесь на кресле (не говоря уже о бугеле), то вам придется спускаться на лыжах. Возможен ли спуск на кресле – это нужно уточнять сразу внизу, когда едете наверх. Красная трасса может быть тоже достаточно сложной (и длинной!), например из-за ледянистости.
Все... Иду на гору, продолжение вечером.
Андрей, отличные фотографии! Я не горнолыжник, но горы люблю и смотрел с огромным удовольствием.
ОтветитьУдалитьАндрюшка, ты прелесть. Профессионал-путеводитель по горам. Людям не хватает времени на коментарии, хотя уверена читают многие и регулярно, как и я. А тебя хватает на формулировки этих красот, трудностей, недоделок, опасностей, восторга и пр. Спасибо тебе огромное, человеческое от меня лично и всех кому "не хватает времени". Татьяна.
ОтветитьУдалитьСразу видно, что пишет человек с высоким чувством ответственности за людей, настоящий "ИНСТРУКТОР". Всех, кто прочтет, призываю взять на вооружение стиль и метод описания трасс, с тем, чтобы Ваши друзья понимали лучше то место, куда вы из агитируете поехать.
ОтветитьУдалить