вторник, 23 августа 2016 г.

Воспоминания о моем первом генераторе текстовых документов для мини-ЭВМ M-7000 образца конца 70-х


В блоге PC Week идет (уже не первый пост) какой-то не очень понятный для меня разговор о каких-то текстовых графических редакторах (вот в частности - . "Непонятный" в том плане, что не актуальный для меня лично, я вижу только наличие разговора, не более того.

Но решил все же вставить свои "две (даже не пять) копеек" в виде небольших мемуаров.

Для меня первым (я - пользователь, а не автор) генератором форматированного текста (верстка) была программа для M6000/7000, которая назывался как-то типа (РИТМ - Редактор каких-то Текстов).



В простейшем редакторе типа Notepad (редактор был тогда единственным, поэтому названия не имел) набивался "просто текст" нанесением размета. "Разметка" была реализована в виде наипростейшего языка, состоявшего из буквально десятка команда.
Как сейчас помню, команды были из двух-трех символов в отдельной строке - # и Буква.
Вроде такого: #А - начало абзаца, #З - заголовок, #Г - глава, #П - пункт,

А потом РИТМ распечатывал этот простой текст в виде отформатированного документа. С разбивкой на страницы, с нумерацией глав, пунктов, принудительными переводом страниц. И главное - с оглавлением.
Офигительно классная и простая штука!

Я ею пользовался года до 85-го, пока у меня был еще доступ к СМ-1. Благодаря этому у меня появились тогда масса свободного времени, так как я делал за неделю "научный отчет" в 1-2 см (в толщину), на которые начальство традиционно выделяло не меньше месяца.

Потом СМ-1 исчезла для меня (с переездом лаборатории Зильберга в другое здание другой организации) и я стал использовать для этих же целей "Электронику-60". Так тоже было аналогичная программа, но она запомнилась мне как заметно более слабая, чем РИТМ, хотя была написана почти на 10 лет позднее.

В 1989 у нас институте появились первые две IBM PC AT 286 (третья появилась, помнится только лет пять спустя, деньги иссякли), которые попали в мое ведение. Главным редактором тогда был "Лексикон", который в последующие годы потихоньку вытеснялся Word'ом (для меня основным редактором "Лексикон" был почти до 2000 года, когда я полностью отказался от DOS, польностью перейдя в Windows, до этого использовал две среды, DOS – именно для "Лексикона). При том, что еще в 1994 участововал в проекте (по заказу Microsoft) по локализации и выводу на российский рынке Word 6.0 for Windows – первого массового Windows-продукта в России.

"Научные отчеты" с 1988 года соответственно "строгал" в "Лексиконе", а потом в Word.
В них тоже были средства подобного автоматизированного форматирования (в том числе с оглавлением). Но это было все "не то". Во всяком случае, я помнится, каждый раз "руками" делал нумерацию глав-пунктов, а потом, уже разпечатав "документ", руками делал оглавление с номерами страниц.

И каждый раз я говорил себе (а часто и вслух) – "Какой же это неудобный примитив! Вот РИТМ – это была ВЕЩЬ!".

Ну, и несколько фоток начала 70-х. "Кормилица" – СМ-1!






Все в одном стакане:
придумывание темы, гидрогеология, математика, программирование, ремонт, материально-техническое снабжение, написание и защита "отчета по НИР"

И все это – в перерыве между лыжами, байдарками, барышнями, велосипедом, пивом и…
Славное было время!

P.S. В комментариях не получается вставить фото, поэтому отвечаю на некоторые комменты тут,

> Это ты чо, на работу всегда так парадно одевался, или это ради фотосессии? С паяльником в пиджаке и с галстуком, а ведь считал себя интеллигентом! Гарик
Не, не каждый день.
В этот день у нас в институте в 1982 году была что-то вроде Конференции молодых специалистов, а я был тогда, кажется Главным молодым специалистом.





А фоторепортером у нас была Марина Мареева, с которой в команде мы ходили в несколько водных походов (в том числе в самый первый на Шую в 1981 году, она ходила с своим другом, потом мужем, Витей Бабаем, мы с ним потом тоже еще не раз ходили, в том числе по Мсте).

Вот она с Витей проходят Безымянный порог (за день до этого мы утопили ее фотоаппарат на этому же пороге, после просушки он фоткал так)



Так что в тот день она и меня на рабочем месте пофоткали (потому и фотки отличные - она была большой спец).

Но то все остальное - это действительно реальная работа, не постановочные сцены, просто в пиджаке...


Обычно ходил вот так.

8 комментариев:

  1. А барышни хотя и опередили велосипед и пиво, но до лыж и байдарки всё-таки не дотянули... :-)
    Фотографии - супер! Но все ли тебя узнают?
    ОП

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты очень точно подменил (-ла) главную проблему при написании этого поста.
      Она заключалась как раз в этой фразе!
      В первом варианте "барышни" были в начале списка. Но в последний момент я решил, что все же правильнее будет другой рейтинг :-)

      Удалить
    2. Подумав над проблемой рейтинга, я понял: проблема в том, что нельзя привести все важные вещи в виде линейного рейтинга. Лыжи, байдарки, пиво, теннис, велосипед - это вещи, которые нельзя делать одновременно.
      Девушки же присутствовали почти всегда, параллельно. В том числе и в "автономном" варианте :-)

      Удалить
    3. "подметила", конечно :-)

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Это ты чо, на работу всегда так парадно одевался, или это ради фотосессии? С паяльником в пиджаке и с галстуком, а ведь считал себя интеллигентом! Гарик

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не, не каждый день. Написал тебе ответ с фотками в конце поста.

      Удалить
    2. Ну, вот это - приличный вид, и причёске соответствует.

      Удалить