понедельник, 11 апреля 2016 г.

27.03.2016. Открытие велосезона. Часть 4. Сокольники


Полностью об этой велопоездке
Продолжение, предыдущая часть 3 тут

Уже пора писать о более свежих путешествиях, но все же нужно закончить о первом велопробеге этого сезона. Но это не окончание....

Итак, в прошлый раз описал только одно место - Сокольнические казармы.

И прямо почти напротив них, на такой вот площади, получившейся из-за "кривого" перекреста), находятся вот эти три трехэтажных дома - угловой и два по разные улицы.
 В части 2 я писал о Покровской общине сестер милосердия, которые обслуживали окрестные больницы, а это - их общежитие.
Должен отметить очень правильное расположение казенных учреждений в старые времена: с одной стороны воинская часть, с другой - медички... Все очень правильно!
Сейчас в этих корпусах медицинское училище.






Это вид примерно с той же точки, но в сторону продолжения улицы Матросская тишина (казармы - сзади, за правым плечом).

Справа тут видны корпуса (тоже старые - красного кирпича, первая половина улицы вся сделана в таком стили, даже завод (тоже еще с XIX века) СВАРЗ (делали троллейбусы, трамваи, автобусы, сейчас - ремонтируют, но немного) - он слабо виден вдали справа.

Вот из Викимапии про эту больницу, которую я знал всю жизнь, как "детская больница имени Русакова" (одна из самых известных детских в Москве):

Детская городская клиническая больница им. Святого равноапостольного князя Владимира (Москва)

Одна из старейших детских больниц Москвы.
Построена в 1874-1876 гг. на средства железнодорожного магната П.Г. фон Дервиза, названа в память сына фон Дервиза Владимира. Церковь Живоначальной Троицы сооружена в 1881-1883 гг. по проекту архитектора А.П. Попова, когда то здесь располагалась семейная усыпальница фон Дервизов. В советские времена церковь была закрыта и использовалась под склад. Возрождена в нач. 1990-х гг.

В советское время больница была переименована в честь большевика Русакова. В 1995 году ей возвращено историческое название




Что бы ориентироваться, я тут опять приведу схему маршрута:
Детская больница тут не показана, она слева от 8
А 8 - это как раз медучилище

А сразу за училищем, под номером 9 - больница, где меня вылечил весной 1960 года (как раз перед поступлением в школу, кстати, дело было ровно 56 лет назад: 16 апреля я туда попал, а 10 мая - выписался) доктор Валентин Иванович.

Я его под таким имен и знал несколько десятилетий, до тех пор, пока, кажется уж в 80х, мама, когда смотрела телевизор, сказала мне: "Посмотри - твоего доктора показывают". Тогда я узнал, что его фамилия - Покровский Валентин Иванович, с 1987 по 2006 - президент Российской академии медицинских наук.

Болезнь у меня была менингит. Как говорится в народной поговорке: "После нее либо умирают, либо остаются на всю жизнь дураком. Мне повезло - я выжил".


В моем представлении менингит тот проявился себя только один раз в резкой форме, дал кратковременное осложнение на голову ровно 10 лет спустя, в виде бредовой идеи, что мне нужно после школы поступать в Военную ракетную академию. Но тут меня спасла другой неизлечимый недуг: на медкомиссии обнаружили, что я дальтоник. Могу кнопки "Пуск" и "Отбой" перепутать. Спасибо моему дедушке и маме! (передается через мам), что спасли меня в момент тяжелого мозгового приступа!

Правда, на другой медкомиссии, но уже при поступлении в МИФИ, врач как раз обратил внимание на мою медицинскую историю (военная комиссия, естественно, на мозги внимания не обращала) и сказал: "Тебе нельзя напрягать головной мозг!". Я его заверил, что не буду и всю жизнь держал слово.


Но вернемся к больнице. Вот из Викимапии:

В 1899—1905 годах по проекту русского архитектора А. И. Роопа была  построена Сокольническая инфекционная больница, представляющая комплекс  отдельных небольших каменных корпусов, построенных при непосредственном  участии главного врача клиники П. М. Нечаева с учетом специфики лечения  инфекционных больных. В настоящее время это Туберкулёзная клиническая  больница № 7. Расположена по адресу: улица Барболина, дом 3.

А в 60-е это была, тоже инфекционная, но, кажется, 12-я больница.
Кажется, это как раз корпус, где я лежал.
Обратите внимание: все сокольнические больницы (это вторая в этой записи, но будут еще) построены как дворцовые комплексы.

Конкретно, эта больница имеет последние годы довольно обшарпанный вид. Что-то отремонтированно, этот корпус - кажется, "забит"...
Все это - очень печально.







Это фото с перекрестка. Сзади-справа - больница, впереди - Сокольническая площадь, справа впереди (не видно тут) - английская школа номер 1 (о ней будет речь дальше), а я пока поверну на 100 м налево.




Вот тут виден край "объекта".



Здесь находится вот такая школа.













Вот из Викимапии:

В апреле 1899 года Московская Городская Дума в ознаменование 100-летия со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина постановила открыть ряд начальных городских училищ имени А. С. Пушкина, в том числе два – мужское и женское – в Сокольниках. Попечителями мужского училища были назначены сын поэта Александр Александрович и внук поэта Александр Александрович, а женского – Наталья Александровна и Вера Александровна. Часть средств на строительство внесла семья Пушкиных.
Через 6 лет, в 1904 году, училища в Сокольниках были построены. Женское училище разместилось по адресу: Сокольничья улица, дом Хлопотина (теперь 2-я Сокольническая, дом № 3). Около 55 лет здание существовало с именем великого сына России.
В 1904 году оно называлось городское Сокольническое женское начальное училище имени А. С. Пушкина.
В 1920-х годах училище преобразовалось в школу, которая стала называться 25-я семилетняя школа имени Пушкина Сокольнического района, а после нескольких преобразований до 1958 года – средняя школа № 370 имени А. С. Пушкина.
В 80-х гг. XX столетия здание использовали как временную базу под занятия для школ, в которых проводился ремонт. Более 10 лет школа находилась без хозяина, поэтому к 1990-м годам здание было полностью изношено и представляло собой жалкое зрелище.

Тут видна некоторая путанница: говорится о двух училищах, а здание - одно. Я нашел информацию, что оба училища находились в одном здании.
Но главное другое: здание было в 90-х действительно "жалкого вида", сейчас - в отличном состоянии!

 

И еще тут учился Николай Гастелло, в его честь названа улица (я про нее писал в части 2), которая соединяет Сокольники с Яузой. А жила его семья - на улице, которая сейчас называется 3-Гражданская, это у нас, на Преображенке, где я сам жил.
Там есть свои школы, но он ездил сюда (а это сейчас на автобусе минут 15 ехать), в хорошую школу.

Полное и правильное имя Гастелло - Никола́й Фра́нцевич Гасте́лло.
Семья (отец) приехала в Москву из Белоруссии. Он у нас официально считался белоруссом, хотя на самом деле - русский немец.

По поводу подвига Гастелло (направил горящий самолет на наземную цель) есть разные версии. Фактом является то, что в этом боевом вылете лета 1941 года были подбиты два наших бомбардировщика - Гастелло и Маслова. Один из них совершил наземный таран.




Возвращаюсь к перекрестку. Это опять "моя" больница.





А через дорогу от нее -

Бывшая спецшкола № 1, основана в 1949 году, как первое учебное заведение в городе Москве и СССР, специализирующееся на углублённом изучении английского языка. На протяжении 60 лет школа ни разу не меняла своего направления.

Я бы сказал - "легендарная".



Перед зданием школы - небольшой памятник-танк. При школе с давних времен работает музей 5-й танковой армии.








Старое фото - типичный "послевоенный" стиль школьного здания



А вот угол, который я запомнил 55 лет назад (опять - ровно в это время!) на всю жизнь.

После менингита я несколько лет регулярно контролировался Валентином Ивановичем.
Спустя почти год после выписки, мама повела меня к нему на прием в ту же больницу. Это было рабочий день, но меня "отпросили" с уроков (1-й класс).


После визита мы возвращались к метро (домой нужно было ехать на автобусе, до Преображенки метро не было тогда).
И вот на этом углу мы увидели неожиданно множество оживленного, возбужденного народа.
Тут на углу тогда стоял газетный киоск. Мы подошли к нему и мама спросила: "Что случилось?"

"Наш человек первым полетел в космос!"

Это было 12 апреля 1960 года!
На моей памяти, это был самый триумфальный день нашей страны.
Для меня с ним может сравниться только 17-19 августа 1991 года.



Выехал на площадь Сокольников. Опять не успел дописать даже про этот участок пути.
Продолжение следует!

Комментариев нет:

Отправить комментарий