пятница, 9 января 2015 г.

26.12.2014. Завершающий спуск по Чегету-1. Не самый классный, но все же…

Предыдущая запись этого цикла тут: http://akolesov-travel.blogspot.ru/2015/01/261214-2.html

Надо завершать этот "терскольский заезд", завтра (точнее, уже сегодня утром) в дорогу. Опять в горы… Ведь Терскольский тур был "разминочным", теперь нас ждут настоящие дела…

"Из песни слово не выбросишь"…
Тут будет видео-фото рассказ о завершающем спуске этого заезда. От "Ай" до центрального выката. Это был сложный спуск и тут вы не увидите блестящего мастерства. Скорее, это можно назвать "спуском чайника". Или даже просто "позорным спуском". Но все должно быть показано честно и до конца.





В обычном старом катании Чегет делится на три основные трассы катания: две половинки (от Чегета-3 до Ай и от Ай до Выката, это не очень половинки они соотносятся как 1:2) и Юга (от Четега-3 донизу). С разными вариантами прохождения. Есть еще более экзотические – Дальний Юг, Дальний Север, Северный Цирк – но это уже не для всех.

Самый класс, конечно, Юг. Чегет-1 (Ай – выкат) – неплох, но уже больно зануден тут Труба-выкат (ободран до земли, заледенелые бугры).

Но когда выпадает снег, то сначала раскатывается именно Чегет-1. Причем – по Языку (не через траверс Серванте – лавиноопасно). "Под опорами" – это самый надежный и безопасный вариант. Но не очень приятный – все "разбито".

Я всю жизнь спускался до низа на лыжах. В ЛЮБОЙ снег. Доехать можно было всегда. За 30 катания в кресле от "Ай" спускался 1-2 раза. Всегда на лыжах.

В последние 2-3 года – почти всегда в кресле.
Дело не в малоснежнье (было и меньше снега). Дело в отсутствии людей.

А Чегете трассы раскатываются людьми. А одному – очень тяжело. И небезопасно. Дело не в лавинах (хотя в них тоже). Внизу – снег с кустами, с травой. Велика опасность падения (зацепил за ветку куста).

Короче, я бы сейчас вниз не пошел один: входил в прошлые годы в такой же ситуации – это борьба за жизнь.
Но тут подъела Дима-спасатель с двумя компаньонами и сказал, что он уже ходил (спустил три лавины-доски), вполне можно пойти.
Понятное дело, идем.

Итак, в 15:50 у "Ай" собралась команда для спуска вниз: Дима с двумя корешами (не очень сильные технически, но очень крепкие) и Парень с сыном (лет 11-12) из семейной команды (очень хорошо ходят). Я предложил еще пойти Кате, но она отказалась из солидарности с Димой. Еще хотел пойти Игорь из Севастополя, но раздумал. Правильно сделали!
Правильная оценка сил – это ключ к жизненным успехам!

Потом уже за нами поехала еще одна пара "папа-сын" (лет 13), сильная. Я их видел на Выкате.

Это спуск не красит мое "мастерство".
В некоторое оправдание скажу такие вещи
1. Я запоздал со стартом за основной командой (настраивал GoPro), пытался их догнать и постоянно опаздывал.
2. Лыжи у меня были не для такого спуска (у всех были райдеровкие, а у меня – слаломные коротышки 160 см)
3. Шел замыкающим. Помощи от кого-то не мог ждать. Поэтому – повышенная осторожность.
Помнил неприятные ситуации предыдущий двух лет именно на таком спуске по Чегет-1.

Еще приведу переписку со своим приятелем по поводу этого спуска

Он спросил:

Я прочитал твой отчет, возник вопрос дилетанта, который не стал задавать в открытом доступе. Я понимаю кросс-кантри - усталость - дыхалка в первую очередь сбивается. А спуске, что устает в первую очередь - ноги от напряжения

Я ответил

Ты задал очень важный вопрос. Совсем не диленский.
Тем более, что кросс-кантри (фри-райд) - это вещи, на которые решаются очень немногие. Я думаю, менее 1% катающихся на лыжах.

И это мастерство катание тут не самое главное (хотя нужно иметь кое-что). Главное - желание увидеть и почувствовать что-то необычное. Преодолеть себя в какой-то момент.

Есть классный фрирайдеры, которым, кажется, все "по-фигу". Таких очень мало. Из моих знакомых (а среди них много сильных лыжников) я бы выделлил только Олега Стрельникова. Но это особый случай - очень сильной физически подготовленный и совершенно бесстрашный (бывший летчик, участвовал в чемпионатах России по фрирайду, ходил в двадцатку - это очень сильно).

Самая главная проблема фрирайда (для меня) - страх. Основная проблема - чтобы не психануть.
Как ты доедешь до низа, хватит ли сил, не очень понятно - что там впереди, какие сложности тебя поджидают. Решившись на спуск, ты должен понимать, что сойти с трассы, вернуться - невозможно.


Ты можешь упасть и должен рассчитывать только на себя. А встать бывает очень тяжело. На пологом встать еще тяжелее, чем на крутяке (у меня были такие случаи - ты не можешь опереться руками и палками на снег - палка проваливается по рукоятку).

На Чегете я все трассы знаю. Т.е. я все знаю, что будет впереди, как проходить. Хотя сам снежный склон может очень сильно меняться. Поэтому идешь, довольно медленно, поскольку через 10 метров может быть иначе, чем в данный момент.
На Чегете в малоснежье - ты можешь зацепить лыжей траву, куст или даже проволоку (под снегом их не видно).



Главная проблема - страх. Сразу начинает колотиться сердце, сбивается дыхание и сразу появляется усталость в ногах. Появляется неуверенность.

Конечно, нужно ходить командой, с напарниками. Но тут тоже есть проблемы. Хороших напарников мало, почти нет. Идея напарничества - постоянная готовность помочь партнеру. Если ты уехал на 200 метров ниже, то ты не сможешь помочь мне.





Очень тяжело, когда ты идешь гидом-инструктором с более слабым партнером. Психологическая (и физическая) нагрузка возрастает в несколько раз. Главная опасность - если напарник психанет. Такое бывает, причем, даже с технически сильными.
Поэтому главное - уверенность в морально-волевых качествах напарника.

У меня были случаи, когда я ходил со слабым напарником и под конец спуск "слабак" выглядел огурчиком, я был - как выжатый лимон, ноги просто подкашивались.

Итак, главное - страх, психологическая нагрузка. От нее и дыхание, и ноги, и руки...

Я выложу видео, где все это честно показано.

Это - как высотобоязнь. На земле все получает, а на высоте 20 метров, ты встаешь вступорь и боишься пошевелиться.
Про себя. Даже, скорее, не страх, а повышенное волнение. И я не боюсь психануть, тут я уверен в себе.
"Боязнь психануть" - это когда ты идешь с не очень опытным напарником. Чтобы напарник не


психанул.

Когда у человека все перестает получаться, когда у него на ровном месте ноги подгибаются

Казалось бы, что проще - сиди дома, катайся по простым трассам.
Но если человек хочет, он должен попробовать. Не пойти - еще хуже, ты будешь потом корить себя всю жизнь, что не пошел...

Это очень сложная дилемма.
Почти все инструктора решают проблему просто: нет, сиди, где сидишь.
Я всегда беру людей. Разумеется, тут нужно быть уверенным в себе и учитывать все риски. Их нужно брать на себя.


Вот.

А теперь видео (три части) и немного фото









И несколько фото по ходу спуска








Вот - 9-10я опоры. Канатчики поехали домой








На это завешаю с Терскольский циклом этого заезда. Пора собираться в дорогу. Через четыре часа нужно выходить из дома, а нужно еще хотя бы пару часов поспать.... Завтра  (уже сегодня) - непростой день...

Но - продолжение следует!


5 комментариев:

  1. Андрей, видео впечатляет. А скажи, пожалуйста, когда идете на неизвестный склон, у вас есть хотя бы какие-то средства связи, персональные передатчики на случай попадания в лавину и хотя бы кто-то, кто знает, куда вы отправились? И вообще, есть ли на Чегете спасатели и контролируют ли они события? Или все - на усмотрение катающихся и на их страх и риск?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Склон, в данном случае, был вполне известным. Неизвестными были детали.
      То, что будет хреново, известно давно.
      Проблем с лавинами там особых нет,
      Чегет - ДИКАЯ гора. "Жри, что дают".

      Удалить
  2. Да, мне, как человеку далёкому от горных лыж, совершенно не понятен смысл такого спуска. Я не об опасности или сложности, просто мне кажется, что спуск должен быть скатыванием на лыжах, то есть катишь и катишь. А здесь, не важно из-за чего (сложности трассы, обилия снега, травы, кустарников и т.п.), чуть-чуть спускаешься и остановка, увязая в рыхлом снегу, потом опять короткий бросок. В чём интерес-то? Можно и без лыж, кубарем, также увязая в снегу. То есть, если нельзя нормально скатиться, какой интерес так спускаться? Гарик

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гарик! А какой смысл ходить по порогам, если можно просто лопатить воду по тихой озерной глади?

      Удалить
    2. Андрей, ты не понял. По порогам можно спускаться на скорости, а можно, как я один раз видел группу на катах на притоке Кутсайоке. Приток - одни камни и валуны. Так вот они протаскивали - переваливали свои каты через камни метров 10-15, потом садились на кат, кат при этом сидел на последних камнях, и сталкивались в очередной слив примерно на 5-7 метров, потом всё сначала. Вот этого я не понимаю.

      Удалить