Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

вторник, 18 января 2011 г.

Вербье, 4 Долины. Трассы

Продолжение отчетов о поезде 08-22.01.2011, 4 Долины, Вербье (Швейцария)
Предыдущая запись: http://akolesov-travel.blogspot.com/2011/01/08-22012011-4.html

Начал писать про Монт Форт, но понял, что начала надо все же сказать о местных трассах, их маркировке и картах.

Кстати, кому интересно: фотоальбомы по первым дням уже опубликованы (но без комментариев):
08.01.11. Москва-Вербье: http://photofile.ru/users/akolesov/115879280/
09.01.11. http://photofile.ru/users/akolesov/115879560/
10.01.11 (но без двух ски-туров): http://photofile.ru/users/akolesov/115879742/

Кстати, вот еще последние 5 дней Терскола: http://photofile.ru/users/akolesov/115879117/


Теперь про трассы Верьбе.



В целом карта-схема тут довольно слабая. Как и маркеровка трасс. Конечно, не заблудишься, но по карте понять реальную ситуацию сложно.
Примерно так же "не очень здорово" было в прошлом году в Валь Ди Фаса – СеллеРонда.
В Австрии, Франции – очень хорошо, в США – отлично.

Трассы не имеют номеров или названий. Ни на карте, ни на самой горе. Вешки стоят, но номеров трасс нет. По какой реально ты едешь трассе – непонятно. Трудностей для спуска, в общем-то особых нет, но с точки зрения безопасности – непорядок (вы не можете указать в случае необходимости, где вы находитесь).
На карте нет схемы перемещения по зоне на скибасах. Это можно выяснить только методом "тыка" на месте или, внимательно изучая документацию (что непросто и занудно).

Вид трасс.
Маркированный и немаркированные. Патрулируемые и непатрулируемые. Ратрачиваемые и нератрачиваемые.

Обратите на все эти моменты внимание! Это может быть очень важным в плане страховки и оказания помощи.

Это требует особого изучения (честно, говоря я это не изучал детально), но, возможно, катание вне трасс не попадает в поле ответственности страховки. Точно так же, как и по непатрулируемым трассам.

О том, что вы выходите на непатрулируемую трассу предупреждают транспоранты – читайте их.

И еще: опасные и страшные (для лыжника) – это совсем не одно и то же!
Как это ни парадоксально, но самые опасные трассы – это самые легкие. Пологие, быстрые. Падение на пологий склон – самая неприятная штука. Вы там расслабились, разогнались, подскользнулись… Там больше народу, поэтому есть вероятность столкновения.

Сложные трассы страшные, но в большинстве своем неопасные. Крутые, с буграми – тут с вами ничего не случится. Даже если нервыподведут и вы "встаните в ступор". Даже если упадете, и даже если прокатитесь немного по склону…

Хотя, конечно, тут все не так просто… Но главные тезис прежний: самые опасные трассы – это самые легкие…

Разумеется, я при этом не имею в виде откровенно райдеровские трассы, когда вы можете улететь с трассы в камни или в обрыв, или попасть с тяжелый снег и зарыться в нем. Не говоря уже о лавинах-досках (но их тут нет).

Итак, более конкретно по трассам

Синие, красные и черные трассы – ратраченные, маркированные (с двух сторон вешки), патрулируемые. Без бугров! Но могут быть очень скользские, ледянистые.
Единственное исключение: черная трасса с Монт Форт – ее верхний крутой участок не ратрачится, весь в буграх. Я уверен, что это делается сознательно, в этом ее "фишка".

Но здесь, в Вербье, народ (не все, но многие) ходит и не эти трассам, а по всем пространствам между ними. Там, конечно, нарывают бугры, но часто они не очень большие.

Но ходить часто вне трассы (например. Рядом) бывает проще и приятнее, чем по трассе. Потому что там не жестко, нет льда. Это особенно важно в погоду, как у нас сейчас – солнце, жестко… Но идти нужно именно по раскатанным местам, так как "целяк" – это сейчас часто просто лед.

Это надо иметь в виду: народ часто идет вне трассы, просто потому, что это проще.

Кроме того, тут есть "желтые" трассы – это не ski-run, а ski-tour. Для опытных лыжников.
Тут могут ходить 200-300-лыжники, но только в сопроводжении опытного проводника.
Желтые – это нератрачиваемые, но МАРКИРОВАНЫЕ - стоит одиночная цепочка хорошо заметных даже в плохую видимость (кажется, с какой светящейся краской) желтых вешек.
Многие из желтых – непатрулируемые. Вы тут идете на свой страх и риск. Но, есть точная гарантия, что тут не будет особо критичных участков. Пройдут все! Даже 200. И ходят! Нужна только психологическая и желательно физическая готовность.

И наконец, тут есть масса внетрассовых вариантов (немаркированных, нератрачиваемых, непратрулируемых). Есть очень сложные и рискованные. Есть простые и приятные. Но в любом случае – только в группе, в сопровожении опытного проводника (а не просто сильно катающегося человека: проводник и классные лыжник – не одно и то же).

Еще несколько важных местных "фишек".

Целый ряд "магистральных" спусков 4 Долинах выполнены в виде ЖелтыхТрасс.

Спуститься с перевалов Вербье в Ненду можно только по Желтым (или на "чемодане" Попасть (быстрым и красивым путем) из Ненды в долину La Tzoumaz – только по Желтой (тут подъемника нет).

Я уверен, что это сделано тут специально (обычно делается так – есть и сложный и простой вариант спуска). Может быть, даже для того, чтобы поддержать "марку" зоны.

НО!
Ряд Желтых трасс в нижней половине выполнены в виде отличных, отратраченных, красивых трасс. Но, чтобы пройти по ним, нужно сначала пройти по бугристым крутякам. Опять же уверен, что это сделано специально.
Особенно классная трасса идет от перевала Chassoure в долину Ненда (Tortin или Siviez). Но сначала – по буграм (впрочем, не очень уж и сложным).

А вот при спуске в Ненда от перевала Col Des Gentianes нужно быть внимательным. Спуск начинается с очень простой пологой трассы (в начале стоит платак-предупреждение, но его можно не заметить), а потом переходит в длинный крутяк (как минимум метров 500 по вертикали, Чегет отдыхает…)

Еще, предупреждение для "чайников".
Имейте в виду, что в общем случае спускать на кресельном подъемниках не разрешается. Если вы поднимаетесь на кресле (не говоря уже о бугеле), то вам придется спускаться на лыжах. Возможен ли спуск на кресле – это нужно уточнять сразу внизу, когда едете наверх. Красная трасса может быть тоже достаточно сложной (и длинной!), например из-за ледянистости.

Все... Иду на гору, продолжение вечером.

3 комментария:

  1. Андрей, отличные фотографии! Я не горнолыжник, но горы люблю и смотрел с огромным удовольствием.

    ОтветитьУдалить
  2. Андрюшка, ты прелесть. Профессионал-путеводитель по горам. Людям не хватает времени на коментарии, хотя уверена читают многие и регулярно, как и я. А тебя хватает на формулировки этих красот, трудностей, недоделок, опасностей, восторга и пр. Спасибо тебе огромное, человеческое от меня лично и всех кому "не хватает времени". Татьяна.

    ОтветитьУдалить
  3. Варданян Георгий19 января 2011 г., 11:51

    Сразу видно, что пишет человек с высоким чувством ответственности за людей, настоящий "ИНСТРУКТОР". Всех, кто прочтет, призываю взять на вооружение стиль и метод описания трасс, с тем, чтобы Ваши друзья понимали лучше то место, куда вы из агитируете поехать.

    ОтветитьУдалить