вторник, 20 ноября 2018 г.

Начало 1960-х. Клад (золотой!) на перекрестке Бойцовая и 4-я Гражданская (Москва, Богородское)


На днях я задал такой вопрос викторины "Знаете ли вы историю своего района" (на странице "Преображенка и ее окрестности – музей под открытым небом"

Чем примечательно это место на перекрестке 4й Гражданской, Бойцовой и Зельева переулка?

(Все картинки можно посмотреть крупнее, если щелкнуть мышью)




Вопрос продублировал в Фейсбук-группах двух соседних районов "Жители Богородского" и "Наша Преображенка". Хотя численность второй почти в два раза больше, чем первой, но именно Жители Богородского проявили заметный интерес к теме (преображенцы почти никак не отреагировали).


Я написал в качестве комментария еще такое вступление:

Дело было, кажется, весной этого года. Меня попросили отвести на авто двух дам (незнакомых ранее). От Ивантеевской улицы в Театр Советской армии. Две дамы - мама и дочь. Маме - сильно за 70 лет, дочь соответственно, под 50.

Мы едем по Бойцовой улице, И проезжая мимо этот перекрестка я задаю дамам этот же вопрос: "Вы знаете, чем знаменито это место"?

И старшая дама сходу отвечает: "Конечно, знаю...(далее идет пояснение). В доме на этом месте жил мой муж, тогда молодой человек. ЭТО случилось, когда их семья уже переехала в другое место в этом же районе. И я его всегда - попрекала (в шутку, конечно): что же ты? Ведь мы могли бы жить совсем иначе". А он оправдывался: "Я сам об ЭТОМ не знал".

Что такое – ЭТО?
Только к концу второго дня (после публикации) появился ожидаемый ответ:


Да, но только не в конце 50х, а в начале 60х…

ЭТО – на этом месте в начале 1960х был найден клад. Золотые монеты…

Точно год не скажу, но мне кажется, это было 1961-63 гг. Но точно с 1959 года (мы приехали сюда жить) до 1965 (был введен в эксплуатацию кирпичный девятиэтажный дом Бойцовая, 2).

Ну, а теперь история – как это было.

В конце 50х в этих местах была деревня-деревней. Хотя на левой (нечетной) стороне Бойцовой уже были кирпичные дома (по-видимому, это был край Богородского), но между Бойцовой и Б.Черкизовской – исключительно низкая деревянная застройка.

Посмотрите на карту этого района середины 1950х.





 Никакой улицы 4-я Гражданская от Бойцовой до Просторной нет вовсе. Просторная улица не соединена с Открытым шоссе. Судя по всему, основной дорогой от Бойцовой до Преображенской площади является Зельев переулок (он шел до Б. Черкизовской).
На месте хрущевской застройки по нечетной 4-й Гражданской – сельскохозяйственные поля. Как мне говорили старожилы (я встретил дам, которые жили в глубоком детстве на месте "Бастилии" на Просторной), тут росла свекла...

В конце 50х тут началась "хрущевская реновация": массовое строительство пятиэтажек.
Вот что получилось к 1964 году (снимок из космоса, судя по всему – американский).



Первый делом появилось продолжение 4-й Гражданской от Бойцовой до Просторной, строительство началось от Бойцовой. И первыми были построен квартал домов 37 (шесть домов) и 39 + детский сад. Дома 41 и далее были введены позднее.


Это был военный квартал (вдоль нечетной стороны 4-й Гражданской от Бойцовой до Просторной). Его строило непосредственно Министерство обороны, строительные военные батальоны (строители жили в одном из домов 41, который в конце был сдал под жилье), для офицеров центрального аппарата (майоры были редкостью, в основном – полковники и подполковники). По утрам на работу спешили офицерские колонны (по Гражданской улице).


Дома эти хорошо видны сегодня: кирпичные с облицовочным кирпичом со стороны подъездов. Уже потом началось строительство для "штатских" – это уже были блочные дома. Основное строительство шло от нечетной стороны 4й Гражданской в сторону Открытого шоссе, только еще два дома на четной стороне.

Наша семья Колесовых переехала сюда с Хорошевского шоссе (жили на чердаке трехэтажного дома, построенного пленными немцами) в августе 1959. В дом по адресу 4-я Гражданская, 37, корпус 2 (а тогда – корпус 6). Трехкомнатная квартира жилой площадью 34 кв. метра. Отец – полковник, мама – учительница (оба 1915 г.р.), братья Юра (20 лет), Сергей (13) и я (6).



У нас было отличное детство – кругом стройка! Помните "Напарник" в "Операции Ы" – все именно так и было кругом…

На интересующем нас пяточку на перекрестке – видно, что деревянные дома уже снесены, идет стройка, дома Бойцовая 2 еще нет (он введен в 1965 году).

Вот несколько фото начала 60х.



Это, скорее всего, осень 1960 года. От нашего подъезда (37 к2) видна противоположная, четная стороны 4Гражданской. Деревня (немного левее – тарно-ремонтная база, она не видна)…
Мы с соседом-другом Серегой идем в школу, 1-й класс. Сергей на год старше меня (он ноябрьский). Как видно, я уже тогда был закаленный парень – судя по одежде прохожих, совсем не жарко). Странноватые губы – кажется, я без зубов, как раз выпали передние резцы.
Кстати, обратите внимание: нас (и меня, и Серегу) никто в школу не провожал и не забирал. Хотя мы с ним ходили в школу через три дороги (Алымов пер, 15-3, красная пятиэтажная, тогда она имела номер 363).

А вот еще одно фото, тоже от нашего дома 37 к2, но с торца в сторону Преображенки. Тут все хорошо видно – деревня…

Теперь смотрим на наш перекресток (карта начала 60х). Тут видно, что перекресток выглядел не так как сейчас: там не было треугольного островка, на том месте, где сейчас кусок 4-й Гражданской (от Бойцова до Зельева) была территория частного землевладения. Насколько я помню, деревянный дом стоял в глубине участка, а на углу был сад, может быть с сараем).

Но в начале 60-х и тут началась "реновация". Жителей из этого дома переселили, участок снесли.
И тут началось строительство – прокладка магистральной теплотрассы. Как они проходит, можно отследить по снежному покрову зимой. Но именно на этом пяточке находится коммуникационный "перекресток" теплотрасс. Насколько я помню, одна трасса подходит по 4-й Гражданской от Игральной, другая – по Зельеву, третья – по Бойцовой к Алымова.

Короче говоря, тут начались земляные работы, рылись котлованы под трассу. И вот тут и был найден клад!


Клад был обнаружен втихаря, местные жители узнали об этом, когда "кладовщиков" повязали. А узнали они о происшествии, потому что неожиданно закрылась молочная палатка (разливное молоко), которая была популярна в народе, и прекратились строительные работы.


Дело, в народной молве, выглядело так.

Рабочие копали котлован, экскаватором. Ковш зацепил что-то и из ковша на землю (в песок, в траншею) посыпались монеты. Работяги увидели, что в ковше – сверток с золотыми монетами. Сверток был надорван (ковшом повредили), оттуда кое-что высыпалось.

Работяги, не долго думая, обратились за помощью-советок к продавщице молочной палатки, которая стояла на Зельевом в 50 метрах от места события.
Продавщица купила у них монеты, отдав дневную выручку...

Кажется, чуть ли не к вечеру их все и повязали. Говорили, что продавщица не смогла сдать выручку за день, но я думаю, что кто-то их работяг или проговорился по-пьяне или сдал…

В общем, повязали их сразу…

Но история на этом не закончилась.

1. Ведь несколько монет упало в яму-траншею, в песок. По этому поводу власти официально разрешили народу копаться и искать. Я это сам помню – наблюдал ребенком, стоя рядом. Несколько человек копались в яме (большая!). А наверху стоял милиционер и следит.
Говорили, что несколько монет нашли и были тут же "отприходованы" по закону (наверное, с выплатой каких-то денег).

2. Молочная палатка перестала работать, и кажется, уже навсегда. Что опечалило местное население, поскольку теперь нужно было ходить за молоком в магазин "Молоко" на бульваре Рокоссовского (да именно так – с магазинами было туго).

P.S. С этой молочной палаткой есть еще одна поучительная история. Дело в том, что ходить туда (метров 100 от подъезда, но через две дороги) за молоком было мой обязанностью, причем, уже в первом классе.

В одну из первых таких самостоятельных ходок мама выдала мне 1 рубль и сказала, что нужно купить 2 литра молока.
"Посчитай, сколько ты должен принести домой сдачи", - спросила мама.
"Один литр стоит 32 копейки, две – 64. Значит, я должен получить 46 копейки сдачи", - посчитал я.

Этот разговор услышал брат Юра. Он сказал: "Давай, сделаем там. Ты отдай маме 36 копейки, а что останется – оставь себе на мороженое".

То, что я сразу запомнил, как нужно проводить вычитание – это одно дело. Но самое главное – как Юра тонко показал, чтобы я сам убедился в своей ошибке и запомнил это на всю жизнь!



Комментариев нет:

Отправить комментарий