понедельник, 26 февраля 2018 г.

Можно ли быть офицером без принятия воинской присяги? Конечно!


Вдогонку к прошедшему празднику 23 февраля, я задал вопрос на Фейсбуке:
Можно ли быть офицером (пусть хотя бы и запаса) без принятия присяги?
Почти все принявшие участие в этом обсуждении говорили "это невозможно".

И только Сергей Голубев дал правильный ответ: "Запросто!". Разумеется, ведь он отлично знает, где это было возможно – в МИФИ!





Всю сознательную жизнь, когда меня 23 февраля поздравляли с праздником, я ощущал некоторую неловкость, что это было обращение не очень по адресу. Я традиционно считаю этот праздник именно Красной (Советской, Российской) Армии. То есть праздник людей, которые служат или служили в ней. Тех, кто в своей жизни, имел военный билет с отметкой о том, что принимал присягу на верность Родине и готовность…

А какой отношение имею к Празднику я? Да у меня есть военный билет, где записано, что в 1976 году я получил звание лейтенант-инженера, а еще через четыре года – "старшого".
Но только вот присяги "на верность Родине" я (как и все другие выпускники МИФИ советских лет) не принимал…


Вообще, документ этот (военный билет) у меня довольно забавный. Вроде бы серьезный военный документ. Офицер! А на фото – какой-то штатский (болван)!

Я не знаю, почему так получилось, но, кажется, МИФИ был в советские времена единственным таким вузом, выпускавших "бесприсяжных" офицеров.

Давайте вспомним: как делались офицеры запаса в советских вузах (а военные кафедры тогда были почти везде). Сначала обучение несколько лет на кафедре, госэкзамен. Потом "военные лагеря", где новобранцы и принимали присягу, а затем – получение диплома о высшем образовании, после чего – и военный билет.

У нас в МИФИ все так и было, за одним исключением – у нас не было лагерей. И присягу мы, соответственно, не принимали.

Почему так было – не знаю. Но по моим сведениям в МИФИ вообще "военка" была самой халявной. У нас были только какие-то самые-самые азы военной теории с абсолютным минимумом практики. Мы даже не знали, на какую военную специальность нас учат и что означает наша "5015". И чем мы будем заниматься в Армии, если туда попадем. Впрочем, нам сразу сказали: "Вас в Армию не позовут". Наверное, потому и учили так…

Военка у нас началась на 2 курсе. Причем, одна неделя (день в неделю) – "война" (мальчики), а вторая – ГрОб (гражданская оборона, + девочки). На втором курсе "война" была каждую неделю, а барышни отдыхали..
В конце третье курса – госэкзамен. А потом про это дело вспомнили только при выпуске, когда нужно было сфотографироваться и получить военный билет в военкомате.

После окончания вуза раз примерно в 2-3 года мне приходили повестки на "переподготовку" (сугубо теория, кажется, в вечернее время). Один раз я туда сходил (кажется, дело было в том же МИФИ, причем, как обычно прогуливал). Потом никак не реагировал.


В 1980-м таким макаром дослужился до "старлея", после чего Военное ведомство забыло про меня.









Поначалу в военном билете у меня было еще вклеено мобилизационное предприсание, где была записано, что в случае особого положения я должен явиться на работу. Потом его изъяли и что я должен делать "в случае чего", я даже не знал.
Никаких отметок о снятии с учета нет.

Так что - может, я и сегодня нахожусь в действующем запасе и в случае чего должен незамедлительно…

Вот только, куда нужно явиться, не знаю…


Комментариев нет:

Отправить комментарий