вторник, 9 сентября 2014 г.

Мысли вслух при воспоминаниях о 50 минутах в роли летчика-истребителя Второй Мировой…


Сразу хочу пояснить – фото представлено в правильной ориентации, земля внизу…

Помните у Высоцкого

Я — "Як"-истребитель, мотор мой звенит, Небо — моя обитель, А тот, который во мне сидит, Считает, что он — истребитель…

Я не считал себя в том полете истребителем, но некоторые вещи тогда понял более "рельефно", что знал об этом "до того". Дело было года назад. Точнее 12.10.2013, но история началась в сентябре. Но об этом – позже.

Сегодня – красный день календарю…

Сейчас это трудно себе представить, но было время, когда не было мобильных гаджетов и даже ПК. За календарными событиями люди следили с помощью календарей (извините за каламбур), где было по дням расписаны ожидаемые события.

Помните, как говорил Фамусов ("Горе от ума")

Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить

Правда, там же есть другая классическая фраза: "Все врут календари".

Так вот мои друзья в советские времена не записывали себе в календарь, когда нужно обязательно позвонить мне. Почти все они (как нормальные советские люди) выписывали газету "Правда", которая им во время напоминала, причем – два раза в один день:

"Леонид Ильич направил поздравительную телеграмму товарищу Живкову, в которой поздравил братский болгарский народ с днем особождения…"
"…. Ким Чен Иру… корейский… "

Сегодня газету "Правда" мало кто читает, да и не печатает она таких анонсов… Правда, есть соцсети, которые все же напоминают… Спасибо всем!

Продолжаю мысли вслух…

"Если хочешь сделать гадость,
Подари любимой "Младость"!"

Это – известный в конце 80-х среди советских любителей-горнолыжники стишок. "Младость" – это лыжи болгарского производства. Кстати, не такие уж плохие, сделанный за "западным" технологиям. Дефицит! Но началась перестройка, в страну стали поступать "настоящие" лыжи и цена былого счастья обладать продукцией советского дефицита получила новую оценку в виде этого стишка.

Стишок вспомнил сегодня, когда мне позвонили и спросили: "Какой подарок ты хотел бы получить на этот раз? В прошлом году ты выбрал полет на самолете с фигурами высшего пилотажа. Думаю, ты в этом году созрел для прыжка с парашютом. Готов?"
Я быстро и уверенно ответил: ни в коем случае! Даже под угрозой расстрела!

Тут должен сделать небольшое отступление.

===================================================
Мне по жизни снятся сны, но я их не помню. Но два кошмарных сюжета, которые мне снились постоянно всю сознательную жизнь (только последние лет десять как-то почти пропали), знаю хорошо.

Первый: я оказываюсь в числе двоичников по учебе, с огромными задолжностями (пропуски занятий, несданные экзамены), с реальной угрозой отчисления… Причем, что любопытно, дело происходит не в вузе, а чаще всего, в школе. Я просыпаюсь в некотором шоке в момент, когда мне собираются "отчислять" и не могу понять: каким образом, уже окончив МИФИ (кстати, с очень высоким средним баллом – 4.74), я опять попал в школу? И только через несколько секунд понимаю, что это был сон…

Меня этот сюжет всегда очень удивлял. Я учился всегда весьма прилично, и даже легко. Вроде бы особых поводов для переживаний не было… А тут – на тебе, причем на пару (как минимум) десятков лет жизни.
Как-то уже спустя лет 20 после окончания МИФИ я говорил с друзьями на тему "жизненных стрессов" и мы пришли к выводу, что мы этого сами как-то не очень заметили, но учеба была очень серьезным жизненным испытанием. Что-то даже на уровне солдат, переживших войну, а может быть, даже местами и покруче…

Второй сюжет: я лезу на какую-то отвесную скалу, и в какой-то момент понимаю, что дальше не получается, и вниз тоже. И вниз даже посмотреть не могу, единственное что остается – вжаться в скалу на всю оставшуюся жизнь… Как написано у Войновича в "Чонкине" (цитирую по памяти) – "Синцов распластался в грязи (когда Чонкин стал палить поверх голов из винтовки), как будто хотел охватить руками всю Землю".

Такой случай в жизни у меня реально был: в 1978 году в конце июня мы с Буренком были в Хосте, там встретили знакомых барышень из Москву и пошли в поход на Агурские водопады. Я там на одной из ступеней этого каскада полез по скале, и на высоте метров 10 вот так застрял, при том что до верхнего края оставалось всего метра два. Панического страха не было, потому что был "дежурный вариант" – прыгнуть вниз – так было небольшое, но достаточно глубокое озерцо пробитое в скале водопадом, но ощущение было все равно неприятно.
Прыгать не пришлось – Буренок бросил мне сверху репшнур для страховки (благоразумно взяли с собой) и я добрался наверх…

Но проблема со сном-кошмаром была, все же не в той истории, а в том, что у меня с детства – высотобоязнь. С годами, она стала не такой острой, но все равно… И самый показательный случай произошел, кажется, в 10-м (выпускном) классе, когда мы с одноклассниками пошли на парашютную вышку в Измайлово (кажется, метров 25 высотой, или даже меньше) и мне стало просто не по себе, где-то на середине подъема на нее… Так и не прыгнул, поняв – это не для меня…

=========================================

Короче говоря, когда мне год назад предложили на выбор (подарок на юбилей): с парашютом или на самолете, я решительно сказал – только самолет!

Хочу сразу сказать, чем закончилась прошлогодняя история: когда я приехал домой, то вечером позвонил "дарителю" и сказал: "Не надейся - я выжил!".

Не могу сказать, что это было сильно тяжело, но примерно через 40 минут после взлета, после исполнения пары "бочек" (с "мертвой петлей" было как-то проще), мне вдруг очень захотелось обратно на землю, походить ногами или даже полежать… Сразу скажу, что мыть кабину (и стирать белье) после полета не нужно было, и даже "гигиенический" пакет не пригодился, но дело в какой-то момент шло к его использованию. Дело было за Серпуховым, около Пущино на Оке. Мне потом еще нужно было вести авто в Москву. Все прошло ОК…

А вообще-то, все было очень классно, и можно даже при случае повторить…

Два фото: перед взлтом и после посадки




Только сразу хочу посоветовать: 1 час полета – это, наверное, многовато. Для первого, а тем более единственного раза – вполне достаточно 30 минут. Мне это еще на земле сказал пилот-инструктор, но отступать было поздно – "уплачено". Для "просто полета" можно и больше времени, а для фигур высшего пилотажа все же нужны тренировки вестибулярного аппарата – даже опытные пилоты после долгого перерыва (отпуска) набирают форму постепенно.

Вот фрагмент видео начала полета 0 до 3:40 минут. Не забудьте включить динамик звука, если будете смотреть...




Постараюсь написать продолжение, с видео фигур...

7 комментариев:

  1. горжусь тобой, Инструктор !!! С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ !!!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень круто! Ты молодец просто!
    С пршедшим!!! Всего самого наилучшего

    ОтветитьУдалить
  3. А ты, оказывается, прирождённый летун! Правда, в начале видео было видно, что завещание ты, похоже, написал,
    зато в конце даже улыбаться начал. Для документального подтверждения, что всё обошлось без стирки,
    хотелось бы увидеть фото штанов до и после полёта. А так, конечно, ОРЁЛ!!! Гарик

    ОтветитьУдалить
  4. Мне довелось присутствовать на этом историческом полёте.На фото через 10 мин после приземления Андрей был белый, как снег в горах. , а ведя машину домой дважды без всякой необходимости ехал по встречке.

    ОтветитьУдалить
  5. Здорово! Не каждый на это способен! Гордимся, Андрюша, тобой!

    ОтветитьУдалить