вторник, 12 февраля 2019 г.

Азы горнолыжной техники. Видеоурок 11. Боковое соскальзывание (1 мин 46 сек)

Скажу сразу: я отлично пониманию невысокое качество моих "видеоуроков". И по форме, и по содержанию. Это - чистой воды экспромт. Но возможно, кому-то и это будет полезно. Я считаю, что такой "товар" - это лучше, чем ничего...

Первые "уроки" (в кавычках - я понимаю, что до качественных уроков это не дотягивает) я сделал в прошлом зимнем сезоне. Перед Новым годом я был в Красной поляне, катание было плохое (снега мало, все закрыто...), вот я и решил что-то показать прямо в номере, где я жил. Потом еще пару видео сделал уже около дома, во дворе..
(Список видеоуроков и пояснения тут)

Звук на видео не очень хорош (плох), потому что ветер заглушает. Подробные пояснения - ниже по тексту.





Этот - на реальном склоне. Но это был еще бОльшей воды экспромт.
Завершающий спуск завершающего дня в зоне Port Du Soleit (Ворота Солнца), Франция, Авориаз-Морзин. Время 12:00, а в 13:40 у нас автобус в Женеву. Высота 1900,
Внизу виден туристический городок Авориаз...

Нужно еще спускаться и спускаться до Морзина, добраться до дома, перепаковаться... Погода не балует...
Но вот все же решили задержаться на пять минут...

За несколько дней до этого я опубликовал в Фейсбуке пост как раз по теме "Боковое соскальзывание", которые вызвал оживленную дискуссию (тут приведена только часть дискуссии, обсуждение шло и других местах). Вот я и решил показать именно "главную ошибку" данного элемента.

Но сначала еще важное замечание: боковое соскальзывание - один из пяти базовых элементов г-л техники (торможение плугом, косой спуск, разворот махом, боковое соскальзывание, поворот плугом).
Некоторые люди называют боковое соскальзывание "подводящим упражнением", т.е. именно упражнением, которое на практике не используется, но помогает освоить именно нужные в реальности вещи.

Я совершенно не согласен с такой трактовой. Это совсем не только упражнение, но технические прием реально необходимый при катании на горных лыжах. Если вы катаетесь не только по сине-зеленым трассам, то вы почти наверняка попадете в места, где вам придется спускаться именно таким способом. И что важно - это будут непростые для вас места.

Это будет не тренировочный склон с близким выкатом. Скорее всего, это будет не очень приятный спуск шириной два метра, довольно сильно разбитый или ободранный. Или черная крутая трасса, возможно, с жестким настом... И длинная, с выполаживанием далеко внизу.


При этом боковое соскальзываение - и важный "подводящий элемент", так как 80-90% катающихся на горе катают в технике "проскальзывания" (но об этом можно поговорить отдельно).

Я это к тому, что тут будет не до "тренировки" - тут потребуется уверенное, надежное исполнение соскальзывания.

Для демонстрации соскальзывания я специально выбрал этот (что на видео) слон. Он хорошо подходит для начальной отработки элемента: средней крутизны (красная), широкий, мягкий. Но - обратите внимание - я делаю его в верхней части, до выката далеко. Вы должны уметь делать соскальзывание так, что сможете пройти соскальзыванием сверху до низу (тут метров 200). Если вы сможете сделать это "нон-стопом", без остановки, - значит, вы научились.

Разумеется, начинать отработку упражнения нужно сначала внизу, на высоте 5-7 м от выката. Потом делать это все выше и выше...

Теперь собственно про "боковое соскальзывание" (если еще "косое", но это потом, если освоили "боковое", то "косое" получится...)

Начинать делать упражнение нужно на склоне средней крутизны (красная, но не синия!) высотой 3-5 м. Потом постепенно увеличивать высоту. Потом пробовать на склонах другой крутизны: черных и синих.

Вообще говоря, на синих трассах этот прием в принципе не нужен. Но парадокс в том, что на синих его исполнять сложнее (понятно почему - угол скольжения слишком мал). Но если вы сможете двигаться боковым скольжением по пологому склону - значит, вы отлично владеете этой техникой (научились держать нужный угол закантовки).

На черном склоне делать тоже не просто, но там другая сложность - страх (выше риски в случае падения), там сложнее контролировать скорость спуска, держать равновесие и пр...
В общем - нужно уверенно уметь это делать на любом склоне...

Теперь собственно об исполнении приема. В видеоролике я пытаюсь комментировать, но звук там не очень хорош.

1. Вы стоите на склоне средней крутизны. Лыжи поперек склона. Основная горнолыжная стойка: средняя стойка (по высоте и и центру тяжести - на всю ступню, плечи в долину, руки немного разведены, кольца палок - СЗАДИ!, 60-70% веса на нижней лыже.
Лыжи закантованы за счет того, что колени отведены к склону.

2. Для поддержки равновесия вы можете (для начала - даже нужно) немного опираться на верхнюю палку. Но именно НЕМНОГО, только для равновесия...

3. Потихоньку начинаете отводить колени от склона, угол закантовки лыжи меняется и в какой-то момент лыжи начинают скользить вниз.
Собственно, вот этот момент "трогания с места" самый важный, его нужно научиться четко ловить, не бояться его.

Тут все также, как при "трогании с места" на машине с ручным приводом. У новичка тут получается какой-то рывок, он тут же отпускает сцепление, жмет на тормоз или на газ. Машина или глохнет или рвется вперед... В общем, нужно научиться "трогаться с места", медленно плавно ехать и плавно тормозить.

4. Управляя через колени углом закантовки, вы должны держать равновесие (как на велосипеде) и держать угол, обеспечивающий нужную вам скорость движения вниз. Вы должны попробовать увеличивать и уменьшать скорость, управляя углом закантовки через колени.

5. Остановка выполняется обычными образом - закантовкой лыж, колени - к склону.

Очень хорошо поделать этот упражнение в "рваном режиме": Начало движение, полметра-метр - остановка (закантовка). И опять.
С разной скоростью движения: поехали, поскорее, помедленне, поскорее,... остановка.

Все как при учебе на автомобиле. На первой скорости: поехали - остановились...

Только в случае лыж нужно отрабатывать на разных склонах: разной крутизны, разной жесткости...
Все это можно и нужно делать по ходу катания. Вот как мы снимали этот ролик: просто ехали, остановились, потратили 1 минуту на соскальзывание, и погнали дальше...

ОШИБКИ!

1. Главная и опасная ошибка - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НИЖНЕЙ ПАЛКИ. Ни в коем случае не пытаться ею тормозить и не описаться на нее. Кольцо палки должно быть ЗА ВАМИ, выще лыж.
Иначе в какой-то момент вы все же воткнете палку перед собой, наедите на нее и падение вниз головой будет обеспечено.

Хороший вариант при начале отработки элемента - вообще отобрать у лыжника нижнюю палку.

Может использоваться только верхняя палка, ей можно оттолкнуться (чтобы преодолеть трение), на нее опереться, чтобы удержать равновесие.

2. Вес на верхней лыже и широкое ведение лыжи. Это обычная ошибка при начале освоения упражнения.
Это не правильно, но не опасно. Эти ошибки устраняется именно тренировкой... (опять же - как на автомобиле - нужно сделать это раз 10-50 - будет получаться, как нужно).

При начале освоения соскальзывания, будет полезна помощь инструктора.
Инструктор стоит параллельно внизу, отбирает у туриста (-стки) нижную палку, берет ее за руку и они вдвоем скользят параллельно вниз.
Тут уже можно привести аналогию с танцами :-)

Вот и все.
Если вы будете тратить по ходу катания по несколько минут в день на отработку этого элемента (на разных склонах!), то он у вас будет получаться "всегда и везде на отлично".


5 комментариев:

  1. Особо понравилось, что перед началом движения надо "описаться на верхнюю палку" (в п. 2). Понятно: страшно же начинать.
    Для успокоения ты позже предложил сделать то же и на нижнюю палку . И это правильно! Так справедливей :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Не "надо опираться", а "можно опираться". Почувствуй разницу.
      2. Я не увидел у себя предложение опираться на нижнюю палку.

      Удалить
  2. Написано у тебя дважды "ОПИСАТЬСЯ". То есть как собачка ... В этом и был каламбур.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, может, попИсать на палку - полезное дело :-)

      Я рад, что хоть один человек прочитал мой текст!
      Спасибо!

      Удалить