Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

среда, 10 февраля 2016 г.

Воспоминания о SKI-заезде в Кировск (Хибины) в апреле 1981 года и о "смене поколения" г-л снаряжения перед этой поездкой


В начале недели пришло письмо от моих однокурсников (учились в параллельных группах одного потока МИФИ), которые ровно сейчас катаются в Доломитовых Альпах (Италия, Селла Ронда). Точнее, письмо было от Игоря, но Марина, конечно же, с ним.



К сожалению, я с ними вижусь только на встречах выпусников МИФИ, которые проходят раз в пять лет. Последний раз это было, кажется три года назад. Тогда мы в том числе, поговорили о горных лыжах и "после второй" договорились при случае "поехать вместе". Но пока не получается как-то даже пообщаться. И вот вдруг – письмо. Это была реакция на мои публикации в блоге по поводу моих путешествий, а именно – по мотивам последней поездки в Красную поляну. Реакция, скажем так, не очень одобрительная… Ну, да ладно, на вкус и цвет, как известно…

Я в ответ послал им ссылку на другие записи –как раз в Селла Ронду на Новый 2010 год.
Это была очень интересная поездка, в том числе потому что мы впервые взяли тогда авто для трансфера (а нас было четверо - еще три терскольские барышни), это был важный опыт (опалата дорог, цепи и пр.) Мы поехали на 10 дней, и в один день даже устроили тур в Венецию. Селла Ронда - классное место. Но помимо собственно катания она запомнилась совершенно удивительными видами. Я такого сочетания солнца и облаков (которые часто были внизу) не видел, кажется, нигде.




Вот тут - больше фото и рассказов о том заезде

Но сейчас – речь не об Альпах, а о Хибинах! Причем – 35-летней давности!
Дальше будет так: сначала будет рассказ, , а потом фото той поезки.


Поездка была совместной – Марина, Игорь, Ира и я. Мы с Ирой катались на лыжах с марта1976 года, сразу после защиты диплома и выпуска (все как положено, начинали с полного курса "100-й группы" на ЦВТБ "Терскол"), у М+И был примерно такой же стаж.

Организатором поездки был Игорь, который обеспечивал там жилье (жуткий дефицит в те времена), а идейными вдохновителями были, как мне помнится Марина+Ира.
Тут нужно сказать, что поездки на горных лыжах в советские времена были весьма дефициты. Мест, куда поехать, было ОЧЕНЬ мало, а путевки – большой дефицит. И одним их "модных" мест был Кировск в силу своей некоторой демократичности. Народ там, кстати, селился в основном на "частном секторе" (как и во многих других местах).

Так вот Игорь по-блату ("через завмаг, через товаровед…") достал записочку, по которой нас должны были поселить в гостинице "Хибины", чуть ли не единственной на том "горнолыжном курорте".
Мы взяли билеты на поезд Москва-Мурманск и поехали до станции Апатиты (от нее до Кировска километров 10-15).

Но прежде чем продолжить рассказ, надо сказать о специфике тогдашнего текущего момента.
А текущий момент в горнолыжной жизни СССР было очень важным: как раз в 1980-81 гг проходила смена поколений технического вооружения горнолыжников страны! И лично для меня это перевооружение закончилось буквально за несколько дней до нашей поездки в Кировск.
Это был очень важный и, я бы даже сказал, волнительный момент. В том числе, потому что, действительно, именно с 1981 года началось нормальное катание (нормальное снаряжение) на горных лыжах.

====  Рассказ о смене поколения г-л снаряжение ==================

Итак, в марте 1976 года мы поехали впервые в Терскол, при этом у меня и мыслей не было "увлечься" лыжами. Но уже на второй день мои жизненные планы изменили. Когда я приехал домой, то сразу вышел на работу (после вуза!). И на деньги последней вузовской стипендии сразу же, еще в марте, я купил у приятеля б-у ботинки "Ботас" (чешские).
А на ПЕРВУЮ заплату в апреле купил лыжи с креплениями.

Цены помню: ботинки (жуткий дефицит) купил за 45 р, лыжи ALU-1000 (польские) 200 см – 100 руб (все же были в магазинах), крепления КЛС-3 – 20 руб. Палки, кажется, 3 р. Зарплата молодого инженера была тогда 120-140 (у меня больше "за секретность" – 165).
Короче, уже в конце апреля я был полностью экипирован, готов к следующему сезону.
Сложнее было с одеждой, но, в конце концов можно, было и в "трениках".

В общем, как выглядело снаряжение в 1977 году можно видеть на этом фото (март 1977, Чегет-3). Это достаточно сильная группа, 300-я, с опытными лыжниками (только я "молодой" - второй год).



Вот обувка ближе. 




Тогда примерно половина (или больше) народа каталась в ботинках (советских, марка "Терскол") на шнурках и не менее трети – на деревянных ("Карпаты". Были еще советские металлические лыжи ВИЛС (институт легких сплавов, ширпотреб нашего ВПК), похожи на ALU, только хуже.

В нашей группе "западные" ботинки были только у инструктора Жени Гусева (в центре небольшого роста в спортивных штанах) и у дамы-блондинки (рядом с ним, по правую руку, по-меньше), которая неизменно подчеркивала, что "Каберы" ей подарил любовник…

Посмотрите и на одежку. Мне на себя вообще больно смотреть – в тонких "техасах" (не уверен, что под ними было белье) и тонкий болоневый анарак (тогда капрона не было). Но шапочка – подходящая, это мне мама связала по моему дизайну (французские цвета).

Вот с таким снаряжением и катались. Главной проблемой были ботинки. У меня были кожаные (но – пуленепробиваемые) Botas, которые назывались в народе "Черная смерть" или "Чешская месть" (за 1968 год). Внутреннего ботинка не было, узкая колодка. Проехать больше 300-500 м было невозможно – ноги затекали, все косточки болели. Я лично видел людей, которые шли до турбазы по снегу в носках (идти нужно – минут 15-20), потому что ходить в них было невозможно.

Но все же ноги со временем приняли форму ботинка. Второй проблемой были крепления. Они были, мягко говоря, не очень надежные - наши КЛС-3 и -4 (Крепления Лыжные Слаломные) делались как копия Marker, но были хуже по качеству. А главное – они разваливались при падении (так было задумано – при повышении нагрузки задник расстегивался и разваливался на две части), а собирать их было тяжело, особенно в боевых условиях на горе. А падать мне приходилось часто в Москве, так как я там почти все время учился ходить "по трассе". И еще тогда не было скистопов, лыжу крепили к ноге кожаным ремешком (именно ремешком, а не веревкой, чтобы ремешок при очень большой нагрузке мог порваться). Когда падал, то лыжа летела с тобой и била, причем, почему-то, по голове.

"Я - чайник, я - чайник, во мне все кипит,
С горы качусь как булыжник.
А тот, который во мне сидит,
Думает, что он - горнолыжник"
...
"Лежу под лавиной, и думаю я:

Не скоро меня откопают.
Но нас на горе много таких,
Они Чегет доломают!"
(Терскольское переложение песни  "Я Як-истребитель")

 

В 1976-78 стали появляться лыжи получше (чем ALU)– польские Epoxy (в народе назывались "Ерохи"). Я купил себе такие осенью 1978 года (кажется, 120 руб.) и поехал на них в Карпаты в январе. И в последний день катания там (хвала Небесам!) они сломались прямо на ходу – расслоились по всей длине: две пластины болтались, скрепленные только у носка и у пятки. Но я их сдал в магазин по гарантии и мне через пару месяцев вернули деньги (а деньги немалые!).

И вот настал зимний сезон 1980. В СССР (в Москве) появились первое снаряжение нового поколения. Конечно, в дефиците, но все же… Это связывалось тогда с Олимпиадой в Москве, хотя, может, просто время подошло.

Первыми появилось пластиковые ботинки Polsport (150 руб), вполне похожие на современные. Только слишком мягкие (для новичков – нормально). Как обычно, все было в дефиците, я такие купил у "спекулянта" на толкучке (она была у комиссионке у Велозаводского моста, сейчас там спортивно-лыжный магазин), кажется за 180 или более рублей. А через пару недель они уже были доступны в магазинах. Обидно было очень.

А еще через несколько месяцев стали появляться "Альпины", уже вполне "европейского" уровня, они стоили от 180 руб. Но они были в сильном дефиците. В общем, я продал Полспорты и купил (опять у спекулянта!) красные Alpinа (кстати, реально отличная модель была).

Подошел зимний 1981-й сезон. И в его начале появились впервые настоящие крепления Marker, М-12 (черные, женский вариант по нагрузке) и M-15 (красные, мужские), за 130 и 150 руб. соответственно.

В общем, я купил M-15, причем главная побудительная причина было наличие скистопов (кстати, конструкция крепежа была не очень хорошей, причем именно скистопов, вот MR, которые появились несколько лет спустя – это была классная модель, а на них катался до 2008!!! Года).

Но ставить дорогие новые M-15 на убитые уже ALU – это было просто несерьезно. И тут, уже в январе по Москве поползли слухи, что на базу завезли югославские Elan! А марка Elan тогда была марка мирового уровня!
(Терпение! Я подхожу к финалу рассказа о смене поколений снаряжение)

Это было замечательное время советского дефицита! Через разных знакомых народ пытался узнать, в какие магазины будут завозы. По Москве ходили слухи "выбросили там", "выбросили тут". Лыжи появились на "толкучке" (цена в магазине – 290 р, но там начинались от 400р, напоминаю про тогдашнюю зарплату: ведущий инженер – стаж работы 4-7 лет – до 200 р).
Рассказывали, что добровольцы дежурили на авто у ворот баз "Спортторга" и следили, в какие магазины едут машины с товарами (что везут – пытались узнать у водил). В общем, это было также увлекательно, как сегодня попытки игры на бирже…

Я же волновался, потому что уже подходил апрель и срок нашей поездки в Кировск (подходим к теме Кировска!) и очень хотелось поехать на "нормальных лыжах", в том числе – чего скрытать! – чтобы лучше проявить мастерство (которое уже было! Тренировки на трассе и обучение у инструкторов Терскола дали свои плоды) перед друзьями, и в первую очередь – перед подругами…

В общем, апрель наступил, а лыж не было, хотя слухи о появлении их то тут, то там усиливались. Я уже смирился с тем, что придется ехать на ALU+КЛС.
И тут мне вечером позвонила знакомая (все мои знакомы были оповещены о задаче) и сказала, что она, когда шла домой с работы, видела через стекло витрины в Спортмаге на проспекте Мира (напротив Трифоновской) лыжа Элан. Магазин открывался в 10 (или 11?), за полчаса до открытия я был там, но у дверей уже стояла небольшая толпа.

Честно говоря, такое душевное волнение я в жизни (а жизнь большая и насыщенная) редко испытывал "достанется или не достанется?"

Двери открылись, народ (человек 5-7) ринулся в зал. Стойка с лыжами была в дальнем углу, в чем-то вроде ящиков высотой около метра, разной ростовки и разных моделей (RC-04- слалом, RC-05 – гигант). Впереди меня бежит мужик, хватает в охапку лыжи в одном ящике (пар 5-6) и на разжимая рук, вытаскивает их из ящике (представьте себе: высота ящика – 1м) и волочет в пустой угол магазина. Я сообразил, что всю охапку он вряд ли купит, и решил на толкаться локтями у других ящиков, и пошел за мужиком, ожидая свое очереди при дележе. И дождался! И стал владельцем Elan RC-05 ростовки 200 м.

Ура! Теперь с новым снаряжением (красные Alpina, M-15 и Elan 05) можно отправляться в Кировск!

=======================================================

Но продолжение про Кировск будет (если будет интерес читателей!) уже в следующем посте. Пока рассказывал о перипетиях "советской поры" очень разволновался. Что называется, как вспомню, так вздрогну…

Вот нашел несколько фоток со своим ТЕМ снаряжением

Это – Шерегеш (Горная Шория), гора Зеленая, конец марта 1982 года. В этот день подъемник не работал (кажется, вырубилось электричество) и мы ходили в гору пешком. Привал по пути на верх. "Эланы RC-05"+M-15 держит Люся.



Там же и тогда же, но в боевом применении. Тогда мы ходили по Зеленой по настоящему слалому-гиганту (с местными мужиками). Кстати, я по двум попытка занял второе место, обойдя друга-соперника Рудольфа…



А тут – Турист, Подмосковье (то, что в народе сейчас называется Шуколово). Март 1986 года. Вот – даже на скользячке видно – ELAN (это я демонстрирую спуск на одной лыже)


Продолжение по Кировск в апреле 1981– следует!

6 комментариев:

  1. Да. Это наша молодость. Не утверждаю категорично, но по-моему сперва были Epoxy, а потом уже Alu. А еще раньше раньше были Рыси. Я и на них успел покататься. Первые свои ботинки у меня тоже были Ботас. Чтобы продавали крепления Маркер как-то не помню. А ботинки югославские, да. Именно 180 рублей. У меня была модель Hireling, как-то так. Их немного было. Вполне на уровне. Я их с собой увез. А когда после большого перерыва вставил их в новые крепления новеньких лыж, подошва одного ботинка рассыпалась в труху. Пластик состарился.
    В Кировске был. И жили как раз в Хибинах. А наверх поднимались на попутных грузовиках, которые на комбинат шли.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я впервые познакомился с проблемами г-л экипировки еще в школе.
      1. Кажется, в 10-м классе у нас появилось несколько человек, которые заинтересовались темой "создай амуницию сам". Кажется, главным энтузиастом было Лева Рубанов. Он пытался делать горные лыжи из охотничьих - привинчавая полоски кантов из дюраля. И еще в журналах типа "Техника молодежи" публиковались статьи, как делать пластиковые ботинки самому (типа папье-маше, но только с пластиком и эпоксидкой)
      2. Старший брат Юра работал на заводе авиаприборов (МПЗ-1, около МИИИТа). К них на опытнном производстве умельцы точили из титана крепеж, как сейчас помню - Look, "Пушки". Бугеля (сами крючки) тоже делали на "военных заводах" из того же титана.

      Удалить
  2. А это Зверев девчушек обнимает на привале?

    ОтветитьУдалить
  3. А лично мне нравится старый одёжный прикид девушек 300 группы. Что-то на современных твоих фото я такого не наблюдаю. Гарик

    ОтветитьУдалить