понедельник, 4 апреля 2011 г.

Красный день календаря – День Геолога!


Первое воскресенье апреля….
Я чувствую (можно даже сказать, имею право на это) сопричастность ко многим профессиональным праздникам (как это ни забавно, даже к дню Красной Армии, а вот к Флоту – нет), но все же один из главных – День Геолога. Хотя, некоторые мои друзья из числа геологов, не признают мою причастность (и во многом справедливо – ни разу "в поле" не был), но все же… 15 лет проработал в Производственном и НИИ по инженерынм изыскания в строительстве при Госстрое СССР (ПНИИИС, хотя должно бы еще одно "И"), 1980-1995. Больше сейчас (на год) только журналистом.

И не только проработал, но и сделал кое-что. Как никак – защитил кандидатскую диссертацию: технических наук, но специализация – "гидрогеология":

"Прогнозирование процессов подтопления при строительном освоении территорий на основе аналитических методов расчетов на ЭВМ" (04.00.06 – гидрогеология)

До ПНИИИС я считал, что геологии в основном только ищут полезный ископаемые. Но, оказалось,это не так. Ископаемые тоже ищут, но в целом они занимаются, я бы сказал, геологическим (все что ниже поверхности Земли) обеспечением жизни человека. В том числе при строительном освоении территорий (дома, заводы, дороги, трубопроводы и пр.). Гидрогелогия занимается подземными водами и решает тут много разных задач, в том числе водоснабжения (в основном вода к нам попадает из подземных вод, а не поверхностных) и строительства. Поверхностными водами занимают гидрологи, а это уже не геология, а география.

Вода – это движение. А движения воды описываются разного рода уравнениями математической физики. Довольно сложные вычислительные задачи

Среди геологов наиболее широко применяют вычислительные методы геофизики и гидрогеологи. Причем, у гидрогеологов в целом ряде аспектов задачи более сложные, поскольку тут более неоднородные среды со сложными граничными условиям.
Наверное, именно поэтому геофизики (как раз больше в рамках решения задач разведки полезных ископаемых) раньше начали (к тому же нефть нужно было искать) применять ЭВМ. А в гидрогеологии (в СССР, по крайней мере) применение ЭВМ, как раз только начиналось в 1980-х.

И сейчас, оглядываясь назад, понимаешь, как мне сильно повезло: как раз 1980-1990 гг – это ключевой период "компьютеризации" гидрогеологии. Причем даже не гидрогеологии, а в целом – в сферу вычислительного моделирования сложных природно-техногенных процессов.

По сути это была борьба старых и новых научных течений, со всеми возможными перипетиями, неверными шагами и пр. Перечитайте "Иду на грозу" – там все это (хотя и было за 20 лет до того) сказано.

В том, что я, сугубо компьютерный специалист, попал в совершенно новый и довольно чужой для ИТ мир – не случайность. Хотя, с другой стороны, могу сказать, что, кажется, я в ПНИИИСе (в его научной части) был единственным человеком "со стороны", не-геологом.
И в силу обстоятельств получилось так, что я (не только я, конечно) оказался в самой пересечении всех этих течений, противоречий…

М-да… Надо бы по этому поводу написать. Правда, для мемуаров еще рановато, но в то же время, мне кажется, это могло бы быть полезными для понимания многих сегодняшних вещей.

О моей диссертации мне напомнил мой друг и бывший коллега Сергей П. (настоящий гидрогеолог и БОЛЬШОЙ ученый), который в декабре прислал мне письмо:

"будешь удивлен, но нужна небольшая помощь от тебя. Как известно, рукописи не горят, поэтому надеюсь, что рукопись твоей диссертации у тебя есть на компьютере в читаемом формате. Мге кажется, что среди набора решений, которые ты автоматизировал особняком стояло решение о формировании верховодки на слабопроницаемом слое. По моему, это решение Муфтахова, опубликованное где-то в их трудах. Если есть возможность без проблем открыть РУКОПИСЬ, не мог бы ты мне скинуть страничку, где это решение описывается и ссылку на оригинал?
Все это нужно для придумывания системы тестов для суперкомпьютера в Сарове...Короче: когда б вы знали из какого сора растут стихи не ведая стыда…"

Про формат рукописи, и про то, как физически делалась рукопись, – это отдельный разговор (имеющий отношение и к сегодняшним вопроса использования ИТ). Но вот взгляните на пару страниц текста. Смею вас уверить – это один из первых в нашей стране в пору реальных примеров использования компьютеров для создания таких сложных (формулы и пр.) документов. И реальный пример эффективного использования ИТ для решения чисто офисных задач.



Тут скрывать нечего – я очень доволен собой, что тогда (1990 год) довел эту работу до конца и защитился. Там было много проблем, и субъективного и объективного характера, и я очень доволен, что сумел их решить.

Но сейчас хочу сказать вот о чем. У меня в последние годы регулярно возникают споры: "зачем нужно писать статьи" или "зачем нам, практикам-разработчикам, разные теории…"

Мой ответ: прежде всего, для самого себя.

Так получилось, что я получил ученую степень, когда она для карьеры уже не нужна была вовсе (и это было понятно еще до защиты). Но это было очень нужно мне самому для дальнейшего движения по жизни. Подводишь итоги сделанному и начинаешь двигаться, возможно, даже совсем в иных направлениях. Не говоря уже о том, что само процесс подготовки диссертации – это очень интересный и полезный опыт.

С Днем Геолога!

Всех геологов - настоящих, бывших, будущих и даже несостоявшихся!

P.S. По этому поводу история.
Команда моих друзей еще в молодые годы (70-е) отправилась в Карелию зимой в лыжный поход (район Медвежеьгорск -Маслозеро). Сели в рейсовый автобус (ехать недалеко - 120 км, но 5-6 часов). Едут. Рюкзаки, снаряжение...
Местный попутчик (работяга) разговорился с ними: "Тяжелая у вас жизнь, у геологов".
Ребята отвечают - "Мы не геологи, мы отдыхать едем".
Тот опять: "Тяжелая..."
Ребята...
После третьего раза до попутчика "дошло".
Он прибалдел, задумался. А потом вы сказал: "Видал я такой отдых!!!"

3 комментария:

  1. По-моему это Chi-writer. Примерно в это же время я в Chi-writer сделал перевод одной книжки по математике. Издана в издательстве "Мир" в 90-м году. Если ты защитился в 90-м, то сей документ создал где-то в 89-м. Вряд ли раньше. Смею тебя уверить, что он был уже далеко не первым из созданых сложных документов на компьютере. В ВЦ АН СССР, где я тогда работал, Chi-writer использовался тогда уже очень интенсивно.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, ChiWriter. Пытался его запустить вчера - не получается в Висте. Не работает в графическом режиме.

    > что он был уже далеко не первым из созданых сложных документов на компьютере

    Конечно, это некоторое преувеличение :-)
    Но у меня таких страниц в работе было очень много.

    ОтветитьУдалить
  3. Не понял, как праздник - так это твой, а как проставиться по этому случаю - так умотал за тридевять земель ! Нехорошо !

    ОтветитьУдалить