воскресенье, 4 августа 2019 г.

Удивительная трансформация Ильи Муромца у себя на родине, в Муроме


По мотивам недавней автопоездки по России...

В удивительные времена мы живем. Вроде бы у нас Россия – светская и даже демократическая страна, но судя по многим признакам мы сейчас находимся в какой-то клерикальной державе, местами даже покруче, чем во времена Империи, в которой православие было вполне официальной религией. И еще постоянно боремся простив "фальсификации истории" сами постоянно фальсифицируя ее…

То, что в центре города Мурома находится памятник Илье Муромцу, самому известному уроженцу этих мест (село Карачарово находится в 5 км от центра, сейчас этот микрорайон города) – это очень хорошо.

Вот только странный он (памятник) какой-то… Обратите внимание, он установлен в 1999 году, когда страну еще не накрыла нынешняя волна "имперского величия".




Первое, что бросается в глаза, Муромец стал пешим, лишился своего боевого коня (на всех известных картинах былинного героя он на коне, да и в рассказах конь является совсем не второстепенным героем, кажется, есть звали "Бурушка-Косматушка", хотя сам Илья его чаще называл "Волсья сыть, травяной мешок").

Но главное, при более ближайшем рассмотрении оказывается, что Илья из воина-пограничника (обороняющего страну от внешних врагов) превратился в какого-то монаха-крестоносца, идущего куда-то в новые земли с каким-то недвусмысленными намерениями…

На фото не очень видно, но выглядит он так: одет в монашеские одежды, кольчуга надета поверх. В левой руке – крест…

Ни в одном описании памятника я не нашел описание надписи на постаменте, а она тоже очень примечательна: "Вставайте за веру русскую, православную!"
Не за "землю-отечество", а за "веру"

Насколько я помню, подобной трактовки образа былинного героя не было никогда ранее, ни в царские, ни в советские времена.

Тут нужно сказать, что Муромец – это конечно, былинный собирательный образ. И время и место есть "действий" – это довольно условные понятия. Но все же традиционно считается, что действовал он в районе Киева во времена княза Владимира (Красное Солнышко, он же Креститель Руси), то есть в конце IX века. Когда христианство на Руси только начинало распространение и до Мурома еще не добралось. И никто из внешних врагов на "веру русскую" не посягал (как впрочем, и во все последующие века).

В Муроме Илья только родился и "сидел сиднем" 30 лет, и из подвигов отличился только корчеванием пней под поля. А служить-охранять (именно охранять!) он поехал из далекого захолустья в столицу, в Киев… Кстати, там тоже недавно поставили ему памятник, который вполне соответствует традиционному образу героя


Что же подвигло муромчан установить в центре (очень красиво – на высоком берегу оки) такой странный памятник своему легендарному предку?

Ответ на этот вопрос немного пролила статья в "Коммерсанте" от 05.08.1999. Вот, что там в частности говорится:

--------------------------------
Год ожидания породил множество слухов. Например, о том, что скульптор Клыков первоначально изваял Александра Невского, но ввиду отсутствия спроса на статую князя срочно переделал его в мужика Илью. Для этого понадобилось лишь отлить новую голову с более простонародными чертами лица. Все прочее было оставлено в неприкосновенности (кольчуга, ряса, в поднятой правой руке меч, в левой — крест). Возможная причина слуха — при монтаже памятника, который проходил на глазах гуляющих по парку муромлян, голова устанавливалась в последнюю очередь. А может быть, это адаптированная к местным условиям легенда о церетелиевском Колумбе, легким движением руки превращающемся в Петра Первого.
--------------------------------

Да, это всего лишь слух, но видится это вполне правдоподобной гипотезой. Впрочем, представлять Александра Невского в виде монаха – не менее странно…

Удивительные времена, удивительная страна…

Комментариев нет:

Отправка комментария