Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

среда, 9 сентября 2015 г.

Велосипед… "А помнишь, как все начиналось?..." С самоката!



Наверное, я всех "задолбал" своим отрывочными рассказами о велопутешенствиях этим летом, но все же сегодня нужно вспомнить, как все это начиналось…

А начиналось это вот так. Это фото, вполне возможно, сделано именно в этот день (в советские времена он отмечался в газете "Правда" ежегодными посланиями с поздравлениями с "Днями Освобождения" товарищам Теодору Живкову, НРБ и Ким ИрСену, КНР), правда, очень давно, в 1959 году.


Летом того года мой отец получил новую квартиру. До этого, кажется с 1950 года, семья жила на Хорошевском шоссе. Там были дома, построенные пленными немцами, в которых поселили семьи офицеров центрального аппарата МО. Дома были немецкие, по их образцам: двух-с-половиной этажные. Два этажа жилые, а третий – технический чердак (кладовки, сушка белья и пр.). Но это у немцев, а у нас чердак был тоже превращен в жилье.



В нашем доме  (а на Хорошевке были построены небольшие дома) на чердаке получилась четырехкомнатная квартира (+кухня, + туалет, насчет ванны не помню) в коммунальном варианте: в нее поселили две семья старших офицеров, у каждого – по два ребенка (меня еще не было). Комнаты, как мне помнится, были не очень большие – вряд ли больше 15 метров. А до этого, с 1946 по 50-й семья жила на съемной квартире в поселке на станции Лось (тогда это было Подмосковье).

Так вот, благосостояние страны росло, и отцу, уже полковнику, дали новую квартиру на Преображенке, на улице 4-Гражданская. Там началось строительство микрорайона пятиэтажек, его возводили военные строители, и предназначался он для семей офицеров (опять же центрального аппарата). Это было забавно: на улице с названием "Гражданская" жили одни военные. По утрам, когда все выходили из домов, чтобы доехать до службы, улица становилась похожа на военную часть – ее наполняли толпы людей в военной форме. И не просто военных, а офицеров! И не просто офицеров, а старших, почти сплошь – полковники и подполковники, майоры были редкостью.

Так вот, в августе семья переехала с Хорошевки на Преображенку (семья полковника, трое детей, трехкомнатная квартира , 34 кв. м жилой площади, 1- этаж – это было счастье!, ближайшее метро – Сокольники, до него 20 минут автобусом, автобусы забиты, как шпроты в банке).
А в сентябре я получил вот такой подарок от родителей. Обратите внимание – не велосипеде, а самокат. Потому что я захотел именно самокат.

До этого у меня никакого "транспорта" не было, во всяком случае, не помню. Кажется, у братье (Юра и Сережа, соответственно на 14 и на 7 лет старше меня) тоже не было. Вполне логично – их было просто негде держать.
По случаю "расширения жилья" родители хотели купить мне велосипед, но заявил – хочу самокат.

Теперь объясню, почему так получилось. В 1950е с личным детским транспортом дело было так.

Мальчишки катались на самодельных самокатах, в которых в качестве колес использовались подшипники (на них и по гладкой дороге кататься "не очень", а по нашим…).




Еще у детей "старшего детсадовского возраста" были велосипеды вот такого образца – с литыми резиновыми шинами и, кажется, с жесткой цепной передачей (такое сегодня только у трековых спортивных великов – если колеса крутятся, то педали вращаются). Кататься на литых шинах, да же по нашим дорогам – не комильфо.
Этот велик был в комбинированном варианте - он мог быть собран и в трехколесном варианте (как это верно отметил Саня в комментарии)



Однако другого выбора не было и я сам у родителей просил именно такой велик. Но в августе мои желания изменились.

Дело в том, что на время переезда (он занял несколько дней) меня отправили жить к тете Лене, на Кутузовский. У нее было двое детей, сын Коля (кажется, так) был на 2-3 года старше меня. И у него был детский самокат. Но не самодельный, а совершенно невиданный по тем временам – с надувными колесами. К тому же – немецкий (ГДР).
В общем, я решил, что мне нужен именно такой! Кроме прикольности (такого ни у кого не было, были только на подшипгниках), мне понравилось то, что он был достаточно универсальными в плане путешествия по бездорожью, было удобно таскать из дома и домой, лазить по стройкам (а бездорожье и стройки были тогда везде) и пр.

И получил именно такой аппарат. Но советский – они тогда только-только стали появляться у нас в Москве. В общем – это один их первых образцов.

Но у Коли был все же лучше! Я таких и сегодня, в разнообразии самокатов, не вижу. Дело в том, что у моего самоката на заднем колесе было еще небольшое сиденье (его на фото не видно). То есть разогнавшись, можно было на него сесть, но толкаться ногой уже было невозможно. Так вот у немецкого сиденье было раскладное – его можно было поднять, так, что ты просто, почти стоя, присаживался на него, и можно было полусидя, продолжать толкаться. А такой конструкции с тех пор никогда не видел.

Так что все начиналось с этого самоката. Но потом я все же я понял, что нужен велик.
После окончания первого класса на все лето 1961 года, мама отправила меня к тете Лене, но другой – Гончаренко. Семья офицера, которые жили в Орше. Забавно – у них было тоже три сына, причем точно такого же возраста, как у нас. Младший был Ваня, мой ровестник, ровно на три месяца старше меня. Они жили, фактически, деревенском доме, у них был двор, сараи. И еще они разводили кроликов. И наша задача (детей) был сбор травы для них (не просто травы, а именно определенных сортов). В общем нужно было ездить по округе, искать подходящую и рвать-щипать. И набивать мешки собранным кормом.

А в качестве транспорта использовались, конечно, велосипеды. Вот там я и научился ездить на велосипеде, мне выдали один из имевшегося арсенала. Это был немецкий велик (со времен войны, трофейный), он был размером немного больше "Школьника", но меньше "Орленка", он был мне великоват, я не дотягивался до седла (это называлось "над рамой"), но именно на нем я научился кататься и понял – "это то, что нужно".
Это - "Школьник", в Орше у меня был немного больше:



В Орше был много велоприключений, в том числе я там очень сильно поранил ногу (мне ее зашивали, потом лечили в Москве, но осталась отметина на всю жизнь), но это (травма) было все пустяки.
Я понял главное – мне нужен велосипед.
Но велосипед появился у нас в семье только три года спустя.

Точно не помню, но, кажется, это произошло в 1962 году. Брат Сергей купил себе велосипед. Разумеется, это тоже был подарок от родителей, наверное, на 16- летие, но отлично помню, что Сергей купил его сам.

Купил он его в Детском мире (на Лубянке) и привел домой ПЕШКОМ (а это – около 10 км), поскольку в метро не пускали, а ехать по улице он не рискнул. Кстати, в те времена у велосипедов для езды по улицам требовались номера – жестяной регистрационный номер висел под седлом.

Это был не просто взрослый велосипед. Это было самый-самый классный тогда "Спутник" (переименованный "Турист" по случаю наших достижений в космосе). Класса "шоссейно-дорожный". С несколькими скоростями! И с ручными тормозами!

Я уже как-то писал, что очень многих обязан брату Сергею. Во многом я шел по юной жизни следом за ним (в матшколу, в МИФИ, в ССО…), она опекал меня, брал в свою "взрослую" компанию, мы играли в футбол, ходили в походы, он делал мне вышивки на одежде… Многое чего…

Но отдельное огромное спасибо ему – за велосипед. Он без всяких ограничений разрешал мне кататься на своем "Спутнике". И я до сих пор поражаюсь его хладнокровием в этом вопросе: велику от меня доставалось по-полной (кажется, я ездил на нем больше Сереги), а брат его чинил…

Велик был большой для меня. Сначала я катался "под рамой", потом "над рамой" и только через несколько лет дорос до седла…

А в августе 1972 года сделал подарок сам себе: купил свой первый собственные велик – "Спорт-2", типа "Спутника", но несколько модернизированный. Купил сам на свои деньги: на первые заработанные самостоятельно деньги! После возвращение из ССО – за 104 руб. Кстати, велики тогда были жутким дефицитом. И помог мне купить именно Серега: он увидел, что в Спормагазин (на Ленинском, он там работал в ИТМиВТ) привезли "Спорт" и "забил" его там. Я приехал с деньгами и мы вместе там его купили. Домой я добрался, конечно, на велике…

КСТАТИ! На свою последнюю стипендию в МИФИ, в марте 1976 года я купил себе первые горонлыжные ботинки, а на первую зарплату после вуза, в апреле 1976 - первые горные лыжи!

Это - как раз я на своем боевом "Спорт-2". Второе фото - это велопробег в Теряево! Именно там я  заработал на него те самые деньги!




И катался на нем до 2000 года!!! Потом дополнил его "Старт-Шоссе"…

Но это уже другая история…

Но есть ее продолжение сегодня.

После своих летних велопоходов я понял, что мне нужно сделать перед окнами дома "вело-инсталляцию". Разумеется, хотелось установить не просто какой-то велик, а именно ТОТ.

Это оказалось не просто сделать. Выяснилось, что серегин "Спутник" и мой "Спорт-2" уже сданы на металлолом. И таких моделей вообще уже почти ни у кого нет! Или в металлоломе или в музее!

Я искал по Интернету! В Москве вообще ничего нет, были предложения из Новосибирска, Пензы… По цене от 2-3 т.р. и "самовывоз"!
В общем, я нашел за 2 т.р в Можайске, куда и поехал срочно на авто, пока не раскупили…





Вот он. Вот именно с таким я прожил с начала 1960х до 2004 года…

Жизнь продолжается! Еще много нужно проехать и увидеть!


12 комментариев:

  1. Классно! Все было очень похоже. Сначала завидовал пацанам, которым старшие делали самокаты из двух дощечек и подшипников (правда на моей памяти они отлично катились по любой поверхности). Потом появился самокат, такой же как у тебя, потом вело с литыми шинами без свободной передачи. К нему могло приделываться еще третье колесо на длинной оси. Потом Орленок, потом Украина - и пошло - поехало. А инсталляция из одного из самых заслуженных моих вело (1964 - 2010), как ты, надеюсь, помнишь, уже несколько лет украшает пространство перед домом в Абрамцево. С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Саня! Да, и твоя инсталляция на даче меня подтолкнула....
      По поводу детского велика - я в курсе, добавил фото трехколесного варианта.
      Что же касается качества дорог... Я давно заметил - чем меньше лет, тем дороги ровнее и проще. И девушки более отзывчивые :-)

      Удалить
  2. Саня! Спасибо

    Твой пример, в том числе, подвиг меня на эту инсталляцию.

    ОтветитьУдалить
  3. Поздравляю с днём рождения!

    Здоровья и счастья! (насколько это возможно в нынешних условиях)

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо! Это возможно всегда!

    ОтветитьУдалить
  5. Да-а, если бы родители этого мальчонки в берете могли бы предугадать, что он в 60 с гаком всё будет педали накручивать вместо правильного образа жизни (например, просмотра с дивана телевизора с бутылочкой пивка в руке), они бы задумались о целесообразности покупки самоката. С днём рождения, покрути ещё лет 40! Гарик

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, я и сам тогда не мог себе этого представить!

      Удалить
  6. Спасибо за увлекательную велоретроспективу! Примерно такая же велоистория была и у нас...
    Поздравляем с Днем рождения! Желаем ещё много-много интересных путешествий, встреч и покорений вершин! И пусть здоровье и энтузиазм будут всегда с тобой! Таня, Серёжа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, Сережа!
      (Уверен, что знаю, кто именно)
      Какая нафиг ретроспектива!!! Гарик долбит каждый день, что нужно ехать в октябре на великах в Италию, У меня куплены ТРИ авиабилетаа на ТРИ лыжных тура на зиму (один - в Красную Поляну).
      Через полтора месяца - автопробег по Калифорниии.
      Где время на заслуженный отдых?

      Удалить
  7. какой там отдых! покой нам - только спица ))
    мы ждем твои отчеты с заграницы !
    так что давай, Андрей, повсюду успевай,
    да нас с собой активней зазывай !!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Особенно если спицей в одно место... Будет не до отдыха :-)
      Спасибо!

      Удалить