понедельник, 14 мая 2018 г.

#ВелоЭстония-2017. Память о II Мировой войне в Эстонии

Отчет об этом велопоходе находится тут (описание, карты, фото, посты и пр.)
==========================================
(Все иллюстрации можно посмотреть крупнее, если их щелкнуть мышью)

Все приведенные ниже места не входили в какой-то изначальный план похода. Они просто неожиданно встречались по дороге.

07.08.17. В этот день мы с Гариком решили ехать независимым образом: каждый сам по себе, договорившись встретиться в заказанном отеле (отличная студенческая общага-гостиница) в Тарту. Одной из причин тому было мое желание заехать к маяку на Теплом озере, куда Гарик явно не хотел…

Я не знал, что там увижу, просто хотел увидеть самое узкое место Чудского озера, где до "родного" берега всего 1 км.

Кстати, именно в этих местах (только у восточного берега и немного северней) 12.04.1242 (по современному Григорианскому календарю, по Юлианскому – 05.04.1242) произошло легендарное Ледовое побоище ("легендарное" – и в том смысле, что вокруг немного слишком много легенд, не очень соответствующих истине). Именно в ознаменование этого событие в России 18 апреля отмечается День воинской славы России (но, обратите внимание, авторы "дня" неверно определили дату).

Короче говоря, я выехал в 9:05 и в 10:29 приехал на этот небольшой мыс.
Теплое озеро – это фактически пролив в середине Чудского-Псковского озерного комплекса, соединяющий северное Чудское и южное Псковское озера. Граница проходит по середине, до российского берега в самом узком месте – около 1 км.

Здесь находится маяк Мехикорма, самый высокий (15 м) на Чудском озере (все маяки – их несколько, до пяти, находятся, кажется, на западной, эстонской стороне), рядом – пограничная электронная вышка. Никой погранзоны нет, можно купаться, свободно выходить на лодке до линии границы и пр.

С российской стороны – строгая погранзона... Незя!

До российского берега - около одного км

Маяк и пограничная электронная вышка

Вот тут я и увидел этот памятник. Разумеется, из надписи на эстонском языке я смог понять немногое. Потом уже разобрался что к чему.

Итак, тут 16-19 августа 1944 года была выполнена удачная высадка десанта (в основном это были силы 191 стрелковой дивизии) в рамках Тартуской операции 3-го Прибалтийского фронта.

Спустя месяц (16-19 сентября) именно это место использовалось для переброски на западный берег озера войк 3-й ударной армии в рамках Таллиннской наступательной операции Ленинградского фронта

Отсюда я отправился в сторону Тарту, где уже к вечеру встретился с Гариком.

А через два дня мы опять повторили операцию "раздельного старта", договорившись встретиться в промежуточной точке, в городе Муствеэ. Городок, кстати, очень интересный, он считается неофициальным центром "Русского Причудья". В нем находятся храмы пяти конфессий – Русской православной церкви, старообрядческой, лютеранской, местной православной и, кажется, синагога ).
Как раз в эти дни там проходил музыкальный Фестиваль "Русского причудья", при этом каждый день мероприятия в разных храмах (в день когда мы там был "день старообрядцев", но у них совсем небольшой храм, поэтому концерт был в местном доме культуры в центре городка.

На въезде в городок, как раз недалеко от старообрядческой церкви на берегу Чудского озера я увидел, этот совершенно поразительный памятник.

Это памятник все погибшим в этом городке во время II Мировой войны: и жертвам советских репрессий, и жертвам фашистких репрессий, и погибшим тут солдатам во время боев.
Памятники, удивительно точно отражающий суть правильного отношения в тем непростым событиям...

Прочитайте пояснения на стенде у памятника (там все написано на эстонском, английском и русском языках)

Следующий памятник советским воинам в Силламяэ.

Он был, конечно, вполне ожидаемым.
Силламяэ – это типичный бывший советский закрытый "атомный" город, почти 100-процентно русскоязычный. О нем можно рассказать отдельно, сейчас только отмечу, что он очень интересен в архитектурном плане: тут очень четко (прямо по кварталам) видна история его застройки: - "досоветская" (ратуша и некоторые дома), "сталинская" (сталинский ампир), хрущевская (пятиэтажки из селикатного кирпича) и брежневская (8-9 этажные дома из красного кирпича). И очень показательно отсутствие перестроечной и последующих эпох (город перестал расширяться).

В Силламяэ у нас была приятная и интересная встреча (с обедом и экскурсией по городу) с Людой и Виталиком. Потом они нас проводилли до места нашей следующей ночевки на берегу Финского залива (они доехали до нужной точки на машине, чтобы показать нам нужный проход к морю).

Дорога тут проходит через вот такие заросшие лесом холмы, где в 1944 году проходила линия обороны немцев – линия Танненберг.

Она была сильно укреплена, именно тут немцы остановили продвижение советский войск после форсирования реки Нарвы.

Через два месяца была началась наступательная Таллинская операция, тут были кровопролитные бои, эти высоты советские войска фактически обошли с севера и с юга.

Как нам сказали, тут до сих пор работают "поенные искатели". Германия выплачивает деньги за каждые найденные останки немецких солдат. Тут где-то находится военное немецкое кладбище.

Тут мы свернули с основой трассы на Нарву на дорогу, которая идет вдоль моря на Усть-Нарву. Где-то за 1 км до места нашей стоянки, с левой стороны дороги был вот какой мемориал морскому десанту 1944 года, к сожалению, неудачному.

От мемориала до моря (через небольшую лесную полосу – буквально 200 м, на фото даже виден просвет неба).

Следующий день (13.08) был завершающим в нашем велотуре. Нужно было доехаться до Нарвы (города), там перейти границу и сесть в поезд в Ивангороде. В Нарве и в Ивангороде у нас были очень интересные (самые насыщенные за все путешествие) приключения. Но сначала нужно было доехать...

Сначала мы побывали с Усть-Нарве (весьма интересно), а поехали по дороге, которая очень красиво идет прямо вдоль правого берега реки Нарва. Опять же обратите внимание: никакой погранзоны нет, можно даже купаться (что я и сделала до того в Усть-Нарве).

Примерно за 5 км до города начались меморилы.
Сначала было вот этот Т-34,

Потом еще один:
(Все они со стороны реки, тут происходили операции оп форсированию реки в августе 1944.)

А за ними – памятник событиям 1700 года. Поражение русских войск под Нарвой.
Из истории известно, что гвардия – Преображенский и Семеновский полки – прикрывался отход разбитых русских войск по мосту через реку Нарву. Этот мост был именно тут.

Как видно их надписи на памятнике, он был сооружен в начале XX века силами, какой-то военной стоявшей где-то тут военной части.

А дальше – но уже с другой стороны дороги, справа при движении от Усть-Нарвы, - мемориальное кладбище с памятником национально-освободительной войне 1918-20 гг (многие ли из читателей этих строк знают что-то о ней?).

А еще дальше (1 км не более), с левой стороны, - немецкое военное кладбище II Мировой войны. Обратите внимание – действующее! Как я понимаю, на ней и сейчас хоронят найденные останки немецких солдат.

Вот что, связанное с памятью о II Мировой, мы видели во время нашего эстонского велотура на "той стороне" .
Я думаю – очень уважительно и достойно.

И в заключение еще два памятника:

Этот памятник мы летом прошлого года не видели: его установили в Нарве осенью. "Сыновьям эстонской земли, погибшим на афганской войне"

С 1979 по 1989 год в Афганистане погибли 36 человек, призванных из Эстонской ССР. С 2004 по 2014 году в Афганистане погибли 11 военнослужащих Сил обороны Эстонии.

Обратите внимание: тут есть два периода "участия": советский (1979-89) и "натовский" (2004-14). В первом погибли 38 человек, призванных из Эстонской ССР, во втором - 11 военнослужащих Сил обороны Эстонии.
Две гильзы на памятнике символизируют эти два этапа.

А вот и памятник вождю мирового пролетариата. Он стоит на территории Нарвского замка. Мы приковали к нему свои велосипеды и пошли туда, куда указывает  Ильич. В музей города Нарва...

1. Интересная поездка. А по нашей стороне тоже проехали?

1. Этот комментарий был удален автором.

2. В начале поста есть ссылка на страницу с описанием похода в целом, там приведет полностью маршрут.

Но полного отчета о том, что мы видели нет, не написал. Все что тут написано - это 1% от увиденного там.