пятница, 4 марта 2016 г.

Советы по выбору инструктора на горных лыжах


Некоторое время назад в Фейсбуке вышла дискуссия по поводу выбора инструктора по горным лыжам.

Мой тезис: если вы хотите повысить свой класс катания, если вы хотите использовать в полной мере потенциал горнолыжной зоны, то лучше использовать услуги инструктора.

НО! Хорошего инструктора! Мотивированного! А не такого, которые просто "проводит время".


Конечно, я могу ошибаться, но я считаю, что с инструкторскими услугами у нас в России дела обстоят не очень хорошо. Слишком много "разводиловки". Разумеется, есть хорошие примеры, но это, скорее, исключения.

Я также считают, что обучение на московско-подмосковных горках – это нужно только для новичков, несколько дней занятия. Все дальше – это топтание на месте. После 2-3 занятий дальше учиться нужно в горах.

Для тех, кто собрался в горы, но не катался на лыжах, совет однозначный – пройти 1-4-х дневный курс обучения в Москве, чтобы не тратить время и деньги на первые шаги в горах.

Чтобы понять, что у меня есть основания давать подобные советы, представлюсь тем, кто мне не знает:
В 1984 году окончил школу инструкторов ЦВТБ "Терскол", с 1984 по 1999 гг., работал на этой турбазе "приезжающим" инструктором, с группами всех классов. Катался много где, в том числе в Альпах (практически все основные зоны) и в Скалистых горах, Summit County + Аспен (США, Колорадо). Подробнее тут

Итак, советы

1. Помните, что обучение и катание – это все же разные вещи. Точно также инструктор-тренер и инструктор-гид – разные вещи. Точнее – это разные роли, с акцентами на разные задачи. Задача тренера – научить вас тому, что вы раньше не умели, задача гида – показать места, где вы раньше не были.

В "старом Терсколе" эти функции совмещались, в том плане, что занятия состояли их двух частей. У начинающих больше обучения, у продолжающих – больше катание. В первой части – обучение, во второй – катание. Хотя, конечно, в катании элементы обучения тоже были.

2. Хорошо катающийся лыжник – совсем не значит, что хороший инструктор. Более того, чаще всего – не хороший. Самый плохой вариант инструктора (особенно, если непрофессионал) – муж-жена, папа-мама, друг-подруга…

3. Хороший вариант выбора – рекомендации. Знакомых, в Интернете. Но "позитивным" рекомендациям тоже не следует слишком доверять. Часто об инструкторе говоря хорошо, только потому, что он веселый парень, играет и поет, танцует… Поинтересуйтесь: чему он научил за неделю занятий?

4. Если вы пришли в горнолыжную школу, то попросите показать их проспекты и планы обучения.
В классическом варианте есть пять основных классов обучения: 1, 2, 3, 4 и экспертный.
По каждому классу есть программа обучения (какие элементы отрабатываются), часто даже расписанная по дням. Попросите показать ее.

5. Я считаю, что наиболее эффективным способом обучения являются групповые занятия. Особенно для начинающих. Индивидуальный вариант – плохой. Разумеется, группы должны быть не очень большие, начинающие – до 10 человек, старшие группы – меньше.

6. После каждого дня занятий, задайте себе вопрос – что чему новому вы обучились сегодня? Что-то новое вы должны получать каждый день.

7. Обучение строится по принципу постоянно усложнения, даже в течение одного дня. От более простых склонов к более сложным, от простой технике в более сложной.

Если у вас нет постоянного усложнения – значит, вас не учать.

8. Ключевой принцип – постоянное закрепление пройденного материала. Начинается всегда с повторения (каждый день!) с пройденной техники, а потом – что-то новое.

Новым могут быть более сложные условия исполнения тех же элементов – более высокая скорость, более сложный склон.

Но вы каждый день должны чувствовать – я сделал сегодня то, что вчера делал хуже или не делал вовсе.

9. Я считаю, что есть несколько ключевых технических приемов, которыми должен отлично владеть любой лыжник, любого класса. Они являются обязательными для черных трасс, для нератраченных трасс, для фрирайда. Для того, что называется "катаюсь везде".
При этом смею вас уверить, что кататься "везде" могут лыжники даже 2-го класса катания (поворот из упора).

- торможение плугом (уметь затормозить до остановки на склоне небольшой крутизны, стоя лицом вниз!)
- поворот плугом (на минимальной скорость, без ускорения движения, на красной трассе как минимум)
- разворот махом, на 180 град, стоя на месте (на крутом черном склоне, в глубоком снегу).
- косой спуск – на любом склоне, без набора скорости, узкое ведение лыж
- боковое соскальзование – на любом склоне (крутой, с небольшим снегом).

Опыт показывает, что эти элементы не очень хорошо умеют делать (или даже не умеют) даже не все опытные лыжники. Проверка владения этими элементами и их доведения "до автомата" обязательна даже у лыжников высокого класса.

А пока несколько фото по теме обучения:

Две лыжницы, класс 3-4. Одна ходит по черной трассе весьма быстро, другая - чуть медленнее.
Но посмотрите: одна занималась несколько сезоном с инструктором в Церматте по "современной" методике (широкое ведение, карвинг), вторая - классическая методика, Терскол, Чегет. С "церматтовской" я по райдеровским трассам не ходил, с "терскольской" ходил. "Наша" пройдет ВЕЗДЕ!


Отличный разворот плеч, горная рука - впереди. Конечно, было бы хорошо ниже сесть и подать корпус вперед. Но развот - отлично!

Это Оля, лыжница 2-го класса обучения (поворот из упора)
Она выполняется очень полезное упражнение (есть видео), со скоростью "полный шаг" за 5-6 секунд. Очень полезное для координации движений, в том числе для разминки.
Такую штуку начинающие могут (должны) делать в первый же день.
На 2-3-й день, начинающие делают это на ходу, при косом спуске по очень пологому склону.




 И по-новой - следующий шаг


Спуски "змейкой" - это классический способ обучения. Если индивидуально - "за спиной" с дистанцией 2-4 метра от ведущего. Ключевяя идея - ведомый должен держать след и дистанцию, не думая больше ни о чем. При этом ведущий постепенно выходит на новые склоны и новые скорости...

Это два фото в ТрехДолинах (Менуир), 2008 год



Январь 2016, Серр-Шевалье


Тоже Серр-Шевалье, но тут более тяжелый снег, идет группа 3-4 класса


В команде с опытным инструктором можно пройти ВЕЗДЕ. Это сход по снежно-ледовому гребню на Эйлюль-ди-Миди (Шамони, Монблан), в марте 2011 года




Традиционный вариант сбора туристов и инструкторов во Франции - "под шарами" (на каждом шаре - номер класса). Это в Тине, 2009 год

 А это - Серр-Шевалье (2016). Это уже конец дня, поэтому народу нет. Но обратите внимание - места сборов для четырех классов - от начинающих (1, зеленый) до самых сильных (4, черный)


Фрагмент ценника на групповые занятия в Тине (Франция), 2008 год
6 дней по 3 часа - 140 евро



Еще можно дать советы по технике безопасности, но это – в следующий раз.

2 комментария:

  1. Вопрос, глядя на французский ценник (который не пугает, кстати). А как лучше, заниматься по 3 часа в день или по 6?
    И как обстоит с качеством обучения в Европе (Франция, Швейцария, Австрия)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Однозначно ответить сложно, нужно знать программу занятий.
      Но из общих соображений, мне кажется, для начинающих лучше 6, для второго класса и выше - 3 часа.

      В любом случае, нужно понимать, что занятия с группой от 2 класса производится по ходу катания. В начале акцент делается на упражнения (то есть гора идет отрезками), во второй - на закрепление элементов по ходу катания.
      Но при этом инструктор еще может выступать в роли гида. Его задача - не только сами упражнения, но демонстрация возможностей горы.
      Это было очень важно на Чегете. Инструктор проведет вас именно наиболее оптимальным ходом. О которых вы сами и не подозреваете.
      Как сказала мне одна туристка - "Я всегда думала, что Чегет - это сложно и страшно! А ты провел так, что я даже не заметила, как оказалась внизу" :-)

      Удалить