Кто, зачем и как (о блог-проекте) === Мой основной персональный Web-ресурс тут:

пятница, 8 января 2016 г.

Красная Поляна: состояние вопроса. Часть 2. Сможет ли КП развиваться?

Страница-раздел с материалами по этой поездке (все опубликованные записи) находится здесь - 20-26.12.15. Красная Поляна. Мой первый горнолыжный визит сюда

А данная запись является непосредственным продолжением предыдущей – часть 1.

Для начала найденный анонс:

Чемпионат мира 2016 года по горнолыжному спорту среди юниоров пройдет в Сочи, на трассах курорта «Роза Хутор» с 24 февраля по 6 марта.
Чемпионат не повлияет на посещение «Розы Хутор» обычными горнолыжниками и сноубордистами. Курорт будет работать в штатном режиме, сообщает пресс-служба «Розы Хутор».

Я рад за КП (про это дело я слышал там – в разговоре на подъемнике от местного инструктора), но в "не повлияет" не верится. По моим оценкам, будет закрыто как минимум 50% склона, а скорее, даже 70-80%. Так что я бы в это время, если иметь в виду "покататься" не поехал бы в КП. Да и цены там подскочат в это время.

================================
Опять же: для "завлекалки"  - еще одно видео. Спуск (первый, по незнакомой трассе) на Горной Карусели, от 2200 до 1460





================================

Кстати, чего нет в КП – это информации, в том числе об Олимпиаде-2014. Я не мог найти ни в Интернете, ни там, на месте, какой-то элементарной карты с обозначением – где и что проводилось. В частности, было интересно посмотреть схему олимпийских трасс РХ (на современной карте указаны только скоростные спуски, причем – довольно условно). А если бы такая карта (со всеми трассами, а их много – слалом, гигант, кросс), то было бы хорошо видно, что остается "для катания".

Мой старинный терскольский приятель Володя Ижин уже много лет ездит в Альпы, именно посещая один из этапов Кубка мира (обычно – завершающий, в марте). Но там соревнования катанию не мешают – спортивные трассы занимают 10-15% от общей зоны. Я в прошлом марте в Межеве попал на завершающий этап кубка мира по Ски-Кроссу. Они заняли две трассы в дальнем углу зону (очень красивое место) из сотни…





Еще в комментарии на прошлую запись я получил такое фото:



Вполне ожидаемо: цена является результатом соотношения спроса и предложения. Там сейчас и на подъеники-отели цены вполне "европейский", а очереди – "советские". Тут сейчас приехало "полстраны", а пропускная способность горы считается очень просто и она не очень большая.

Короче, тут самое время перейти к "состояние и перспективы КП".

Конечно, можно оценивать КП по ситуации "как есть". В моем представлении, это, конечно, не курорт "европейского класса". Нет, не по сервису (не очень понимаю, что означает этот термин), а по разнообразию и интересности. Но у него, в принципе, потенциал развития. Вопрос – можно ли ожидать сценарий реализации такой возможности?

На самом деле, все познает в сравнении. В целом, курорт КП выглядит очень неплохо. Но когда принимаешь во внимание, какой ценой достигнут этот результат и сравнить с тем, что есть "у них", то оценка получает несколько иной.

В начале серии эти записок я рассказ об истории этого района. Они был завоеван Россией в результате Кавказской войны, которая закончилась в 1864 году как раз в Красной поляне, а черноморское побережье (современный Сочи) – после русско-турецкой войны 1828-29 гг. В том своем рассказе я проводил аналогию с освоением США района Скалистых гор (как раз началось в середине 19-го века. А теперь посмотрим, как Россия смогла освоить этот район за полтора столетия.



Я нанес на карту все известные мне горнолыжные курорты на Кавказе. Если сделать подобную –г-л карту Альп, то она будет наполовину черной. По моим подсчетам, пропускная способность ВСЕХ кавказских г-л курортов в сумме примерно равно (может, немного больше, но не сильно больше) показателям одного Вейл в Скалистых горах (при том? что там есть не менее 2-3 десятков крупных зон.

Этот в существенной мере отражает уровень "освоения" территории.

Я тут недавно прочитал мнение отца судьи Верховного Суда США, который считал, что государство должно заниматься только двумя вещами: не позволять людям убивать друг друга (правосудии и защита – внешняя и внутренняя) и доставлять во время почту. Я бы сюда прибавил – развивать и поддерживать транспортную систему.

С транспортной системой на Кавказе дела обстоят не очень хорошо. Фактически Закавказье отрезано от Центральной России и от Северного Кавказа Главным кавказским хребтом. Как и 150 лет назад. Две основные транспортные нитки (авто + жд) идут в обход – на западе через Краснодар, на востоке – через Махачкалу. В Центральном Кавказе существуют только две дороги через хребет (с 19-го века!) от Владикавказа, разумеется, они модернизированы, но, насколько я знаю, их качество не высшего класса.

Обратите внимание! В конце 19-го века царское правительство предприняло усилия по освоению этого края.

Так еще в ходе Кавказской войны появился проект создания Военно-Сухумской дороги по существовавший с древнейших времен "караванной тропе" (известно даже в Европе!), от Черкесска до Сухуми (через Теберду, Клухорский перевал и по долине Кодори). Проект был начал в 1884 году и завершен в 1903-м – было создана "колесная дорога". В СССР попытки использовать дорогу для автомобилей были во время ВОВ. После этого на дорогу "забили", но она использовалась как популярный туристический марштрут (как и КП-Рица). В октябре 1988 года мы сплавлялись по Кодори и я видел группу, которая спустилась с перевала. Но через год там началась война и даже пешая тропа перестала работать (как и КП-Рица).

В это же время (конец 19-го) было сделана дорога Сочи-Красная поляна (введена в 1900-м). До этого КП была фактически отрезана от побережья, общение с "большой землей" было через горные тропы через Хребет.
По тем времена – это был очень сильный проект! Но каково было качество этой дороги судите сами: с 1960х по 1990е между Адлером и КП было регулярное вертолетное сообщение (вертодром и сейчас стоит в отличном состоянии в центре поселка, но давно не используется как "гражданский" – его выкупил "Газпром" для своих целей).

Когда я приехал в 1967 году на турбазу МО "КП", нам начальство (вступительная встреча) говорила, что в ближайшее время будет сделано "нормальная дорога". Но она была сделано только в 2005-м.

Когда я приехал в 1976 году в Терскол, нам рассказывали не только про планы строительства подъемников на Чегете (ничего так и не было сделано, а несколько существовавших подъемников перестали существовать), но и о планах дороги с туннелем (под перевалом Донгуз-Орун, который соедини Баксанское ущелье со Сванетией и дальше – через Кутаиси с море). На поляне Чегет висела даже карта-схема этого проекта. Потом карта исчезла, на проект "забили".

Про дорогу от Кисловодска до северных склонов Эльбруса разговоры ходили еще лет 30 назад.
Идея была – развитие курортно-туристической зоны в том районе. Дорога там, в принципе, была, но проехать было можно только на вездеходе. Разговоры о создании там "нормальной дороги" активизировались еще года 2-3 назад, но я о ней нигде инфо о результатах не видел, о развитии туризма там – тоже.

Короче, с дорогами на Кавказе не сильно лучше, чем 100 лет назад. Сравнивать с Альпами я не буду: откройте карту и сами посмотрите, это – "небо и земля". Можете посмотреть и карту Скалистых гор.

Как это ни странно, но получается, что Западный Кавказ, который входит в состав Краснодарского края освоен даже слабее, чем Центральный и Восточный, при том, что тут география намного более благоприятная (ниже горы, более мягкий климат, плодородные земли).
Мне кажется, что одна из проблем заключается именно в том, что тут в середине 19-го века, после Кавказкой войны, тут местное население было выселено. В войне победили (хотя каким усилиями!), с выселением справились, а вот с освоением – не справились.
Как все это похоже с ситуацией 100 лет спустя в Восточной Пруссии (Калининградская область)!

Теперь посмотрим на более подробную карту Западного Кавказа



Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий