понедельник, 4 января 2016 г.

Красная Поляна: анализ состояния вопроса. Часть 1. Заменит ли КП Европу и Терскол?


По мотивам декабрьской поездки с сделал страницу-раздел на своей сайте - 20-26.12.15. Красная Поляна. Мой первый горнолыжный визит сюда, где собрал все ссылки на уже опубликованные записи.

Для начала, в качестве "завлекалки", я тут публикую карту-схему (недоделанную) и видео (без комментариев).



(Чтобы развернуть изображение видео в весь экран, после запуска видео нужно щелкнуть значок "прямоугольник" в правом нижнем углу)




Карта будет доделана (и будут сделаны пояснения к ней) и комментарии по поводу видео будут даны в последующих записях (если до них дойдет дело).

А пока – о другом…

Признаюсь, я нахожусь в некоторой растерянности – стоит ли продолжать рассказы про Красную поляну, про свой опыт катания тут и вообще… Еще в прошлом году из рассказов людей там побывавших у меня возникло впечатление, что народ не очень хорошо понял, где он был, где катался, и – что самое главное – где не катался. Типа людей, которые ездили в Приэльбрусье, но оказывает, что они были только в Азау и катались только на Эльбрусе (причем – только по трассе, без фрирайда). На вопрос "А как там Чегег?" они отвечают "А что это такое?". Такой же ответ дается на вопрос про Терскол, Тырныауз и пр…

И я понимаю – почему так. Одно из местных проблем – отсутствие информации.

Казалось бы, есть сайт "Красная поляна, но какой-то он "странноватый". Нет ни одной карты. Если схемы отдельных зон катания, но где находятся сами зоны, как они связаны между собой и другим окрестными местами – понять невозможно.
Так есть раздел "достопримечательности", но где именно находятся эти место, как туда можно добраться – нет информации. К тому же о многих вещах там и не говорится – например, о Царском охотничьем домике (впрочем, понятно почему – там полная разруха и приватизация неизвестно кем).

Есть раздел "История", но ничего не говорится о выселении местного горского населения (мол просто "уехали"), а это важно для пониманий не только истории, но и перспектив района.
Ничего не говорится о дорогах ущелья, что тоже очень важно. Даже не упоминается по "старую дорогу".

Единичные читатели моих записей обозначили интерес к продолжению публикаций по мотивам поездки. Самый простой и эффектный вариант – опубликовать фото и сделанные там видео. Они есть. Рассказать впечатления о трассах, может быть, дать какие-то советы. Я за неделю после приезда делал несколько попыток сделать такие записи (например, видео спусков с комментариями). Но каждый раз упирался в то, что нужно перед разговором о частностях, рассказать о каких-то более общих вещах. Потому что без понимания общего контекста многие частности не будут понятны. Лично мне кажется, что Красная поляна находится в некотором "недоделанном" состоянии. "Хоть похожа на Европу (нормальные зоны катания), только все же не Европа". Что это – временные недостатки, которые быстро будут ликвидированы, или они будет, наоборот, только усиливаться?

Я считаю, что КП, чтобы стать курортом действительно мирового уровня, должна увеличить зону катания как минимум в 2-3 раза (также как и Приэльбрусье), иначе она будет продолжат оставаться локальной зоной, типа Андорры или даже Боровца (Болгария). Насколько реальны эти перспективы.

То, что там нечего делать на Новогодние каникулы, - это понятно: стоять в очередях образца "Чегет-Эльбрус" чего-то не очень хочется, а выпить водки можно и в других местах…
Так вот: каковы же перспективы горнолыжно-туристической Красной Поляны?

Пока у меня складывается такое мнение (на основе анализа ситуации): к сожалению, все будет оставаться "как есть". Вполне возможно – ухудшаться по мере "износа оборудования"…

Короче говоря, есть идея написать об этом районе подробнее: разговоров о нем много, но, как выясняется, реальные представления весьма смутные. А место уже считается престижным и о нем уже принято говорить "А как же – был там! Классно!".

Такое впечатление, что КП становится современными аналогом Терскола-Чегета, в том плане, что это признак "качества". В советские времена "Терскол" был признаком определенного положения в обществе (но не "высшего", а "среднего" – инженерно-технического - с некоторой долей фронды). Попасть туда было сложно (дефицит!), собственно выбор в СССР был небольшой – Терскол, Домбай, Кировск, все остальное было много слабее – Карпаты, Урал, Шерегеш…

В 1990х позиционирование Чегета (именно Чегета) изменилось. Народ стал ездить в Европу, обнаружилось, что там катание не хуже. Но Чегет стал позиционировать как признак "мастерства" – "они там по ухоженными трассам, а мы тут…", хотя потом выяснилось, что и это не очень правда: уровень сложности "зарубежных" гор оказался выше, как и уровень экспертного катания…

Теперь "фирмой" становится (или уже стала?) Красная Поляна. Но сегодня это не признак класса катания, и тем более не "фронды", а наоборот – лояльности и "патриотизма" (именно так – в кавычках). Сегодня уже появился нынешний миф – "у нас горки не хуже Европы, и даже лучше". Обратите внимание – очень похоже на "терскольский миф", но если тогда имелось в виде "у нас слабый сервис, но зато мы круче в катании", то сейчас как раз делает упор на "сервис". И в качестве аргумента показывается совершенно чудовищная, на мой взгляд, жилищно-транспортная инфраструктура на высотах 520-1000 м. У них там, в Европе, какие-то двухэтажные деревни, а у нас – многоэтажные Мариотты и Редиссоны… Им до нас – слабо!

Мои знакомые-горнолыжники активно поехали в КП год назад. Причина была обозначена четко - нет денег на Европу. Причем - им там, в ПК, понравилось! Я это к тому, что это мнение опытный людей, без "растопыренных пальцев", хорошо знающих Альпы. Их мнение отличается от моего...

Но вот перед Новым годом я узнал, что знакомый  бизнесмен собрался на каникулы в Красную Поляну. При том, что раньше (и в прошлом году) он с семьей (жена, ребенок) ездил в это время в Швейцарию… Кризис добрался и до него? Опытные дамы-эксперты дали независимо друг от друга другой ответ: "Дело тут не в кризисе. Понты сменились!"

Вчера по ТВ увидел рекламный репортаж в новостях об Архызе. В этом году протяженность трасс там, оказывается, увеличилась в ДВА раза! С 7 до 14 км!!! Это уже сегодня чуть ли не лучший г-л курорт Северного Кавказа! Кто не знает, напомню, что в Альпах несколько десятков курортов с протяженностью трасс более 100 км. Про Архыз не хочу говорить – это, как мне представляется, просто позорная страница нашего "олимпийского проекта". К сожалению, далеко не единственная.


Еще сразу хочу сказать, что КП (как и Европа) не станет аналогом Терскола в плане формирования некоторого "чегетско-терскольского" сообщества. Это сообщество друзей и знакомых формировалось в 1970-80-е (именно так, в 1990е уже не формировалось) за счет "клубной" системы организации отдыха-катания, реализованной в виде советсткого варианта (со своими советскими "перегибами"), но все же – клубной системы. Эта клубная системы, кстати, в Европе достаточно популярна в виде, например, сети Med Club.

Но в целом Альпы – это сугубо индивидуальный отдых. Каждый приезд в Терскол для меня раньше означало появление, как минимум 5 новых (новых!) друзей. В Альпы я активно езжу почти 15 лет (часто не по одному разу), но новых друзей – 2-3 за все эти годы.

Ладно, на этом общие рассуждения заканчиваю и начинаю рассказ о Красной поляне: текущее состояние и перспективы развития. Он будет включать и общий обзор Красной поляны, как горнолыжной зоны.

Начну я с публикации этой карты (можно посмотреть ее крупнее, если щелкнуть):




Вопрос к читателям: что вы можете сказать, глядя на эту карту?
Еще в начале своих записок о КП, я отметил, что КП сегодня является в существенной мере чуть ли не символом страны (во всяком случае "одним из"), чуть ли не таким же знаменитым "лейблом", как Кремль и Красная площадь.
И при этом – я назвал КП анклавом, в чем-то похожим на далекие "заморские территории", провел аналогию с Калининградской областью…

Как вы думаете: что дало основание для таких сравнений?

======================================================
Просьба к читателям: если у вас появятся комментарии-отклики (а они – нужны, чтобы у автора был стимул для продолжения записок), то
1. Публиковать их в виде комментариев к посту (в ответном личном письме – это не очень хороший вариант)
2. Публиковать комментарий с авторизацией (аккаунт Гугл). Тогда автор комментария будет автоматом получать уведомления об ответных комментариях.
3. Если публикуетесь анонимно, то все же как-то обозначать сейчас, чтобы я мог понять, с кем общаюсь (например, "Пузан" – я буду знать, кто это такой).

Спасибо!

11 комментариев:

  1. Андрей, интересно читать твой сравнителный анализ разных горнолыжных мест, но жаль, что читателей у него мало. Ты не пробовал опубликовать его как комментарий на каких-нибудь горнолыжных сайтах - на том же сайте КП, о котором ты упоминал? Или опубликовать там короткий комментарий с несколькими критическими замечаниями и ссылкой на твой блог?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юра! Я не знаю, где это еще можно публиковать, тем более - с минимальными усилями на публикацию. А разве на сайте КП есть возможность публикации чего-то стороннего? Я этого там не увидел. Там есть только некий официоз.

      И вообще - я не издатель, а "графоман" :-)

      Читателей же не так мало. У меня в рассылке около 100 человек, многие из которые "в теме" и читают.
      Если у кого-то есть желание "перепостить" публикации - Welcome!
      Кстати, это (перепостинг читателями) - самый реальный вариант читающего сообщество расширить аудиторию читателей.
      Ты можешь показать пример :-)

      Удалить
    2. Кстати, ты не ответил на вопрос, заданный в посте :-)

      Удалить
  2. Я в горных лыжах - не спец, гляжу, гляжу на карту и вижу только, что КП рядом с границей. Ну, и что?
    По поводу обретения новых друзей, не забывай, что в 30 лет друзья появляются гораздо легче, чем в 60. Да и время тогда было более располагающим к дружеским отношениям. Упомянутый "Пузан".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мог бы авторизоваться через аккаунт ЖЖ (см. ниже "Ответить как", там есть меню, можно выбрать ЖЖ).
      Наличие границы, кстати, действительно важно. Но важнее, как мне видится другое. Представь, что ты в СССР, и границ этих нет.

      По поводу друзей - возраст, это верно. Но у 60-летних есть дети. Есть большое сообщество 20-40-летних. А горнолыжного сообщества нет.
      Много ли у них друзей с гор?
      Проблема в другом - нет клубной системы...

      Удалить
  3. Как-то слишком дорого там всё:
    http://spulers.livejournal.com/4241526.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вполне понятно: цена является результатом соотношения спроса и предложения. Спрос там зашкаливает. А себестоимость там выше, чем в Москве, намного!

      Удалить
  4. Значит, ездить КП - это повышать спрос, повышать цену. Вам нужен рост цен?

    ОтветитьУдалить
  5. Согласно вашей логике получается, что нужно перестать есть, чтобы сбить цену на продовольствие. Так и помереть можно.
    Каждый для себе выбирает приемлимый уровень цен. Мне цены "предрождественской недели" подходят. Новогодние - нет

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я спрашивал про Вашу логику. Почему Вы рекламируете КП, если повышение спроса там вызовёт подорожание цен и ударит по Вашему же карману. Это Вам нужно?

      Удалить
    2. А какая у меня логика? Я просто описываю, что вижу.
      Где вы увидели рекламу? Реклама - это когда предлагают что-то купить. Я ничего не продают.

      Удалить